С 1 января 2018 года в России вступил в силу приказ Министерства здравоохранения о применении телемедицинских технологий (соответствующий закон был подписан президентом РФ ещё в июле прошлого года). Дистанционная медицинская помощь, о которой чиновники говорили в течение нескольких последних лет, окончательно стала реальностью. Правда, пока не до конца ясно, чем обернётся новый порядок: то ли действительным совершенствованием и повышением доступности медпомощи, то ли новым раскручиванием маховика «оптимизации», убившей сотни небольших медицинских учреждений по всей стране.
ОТМЕТИМ, что абсолютным новшеством применение телемедицинских технологий на данный момент для России не является. В частности, уже довольно давно такие системы используются медиками для консультаций с коллегами из крупных учреждений по поводу сложных случаев или для прохождения обучения или повышения квалификации. Однако общение медиков с пациентами до настоящего момента пока массовой практикой не являлось – хотя в некоторых регионах тем не менее практиковалось. Например, в Тюмени уже в прошлом году одна из городских поликлиник дала пациентам возможность общаться с врачом по видеосвязи через специальное мобильное приложение. Понятно, что никто на таких «сеансах связи» не озвучивал диагнозы и не назначал лечение, но вот получение направления на приём к узким специалистам без томительного сидения в очередях в рамках этого проекта стало реальностью. Тюменский проект признан удачным и будет распространён на другие поликлиники города.
Если верить документу, самое привлекательное, что даёт выход телемедицины «в люди» рядовым россиянам, – возможность выбрать врача, который проведёт консультацию, не ограничиваясь местом своего жительства. По крайней мере в данном приказе прямо говорится, что (цитата) «выбор медицинской организации и (или) медицинского работника, предоставляющих услуги по проведению консультаций с применением телемедицинских технологий, осуществляется пациентом и (или) его законным представителем самостоятельно». Правда, пока не до конца понятно, не появятся ли в дальнейшем какие-либо ограничения на этот счёт. Второй обещаемый «плюс» – возможность дистанционного контроля врача за состоянием пациента после приёма и сделанных назначений. Иными словами, пациентов хотят избавить от лишних походов к врачу. Впрочем, порядок реализации этой идеи также пока полностью не ясен.
Примечательно, что финансирование телемедицинских технологий, судя по всему, ляжет на плечи и без того небогатых региональных бюджетов. Во всяком случае управленцам на местах уже недвусмысленно рекомендуют искать инвесторов и привлекать их к развитию телемедицинских услуг. Также очевидно, что федеральный Минздрав явно намерен довольно строго требовать достижения определённых показателей по результатам использования возможностей телемедицины. Вывод из этого следует один – на местах лихорадочно ринутся искать деньги, которых и без того хронически недостаёт: недофинансирование здравоохранения давно стало притчей во языцех. А это значит, что новые «оптимизации», скорее всего, неизбежны. Причём на этот раз они будут выглядеть особенно цинично. Не исключено, что сокращение ставок реальных врачей и уменьшение числа коек в стационарах с последующей установкой условного компьютера со скайпом, по которому выйдет на связь столичный доктор, преподнесут пациентам как «совершенствование оказания помощи на основе применения современных технологий»…
Дополнительный аргумент
В конце прошлого года один аналитический центр провёл опрос среди россиян по поводу их осведомлённости о телемедицине и отношения к ней. Выяснилось, что чуть менее 70% опрошенных вообще не знали о подготовке и вступлении в силу «телемедицинского» закона. Однако отношение к этим самым технологиям, как выяснилось, более или менее оптимистичное. Так, о своей готовности ими воспользоваться заявили 61% респондентов. Среди них, как показал опрос, преобладают люди, оценивающие своё здоровье как нормальное, а также имеющие довольно высокий уровень дохода. Наибольшее число (44%) были бы рады возможности получать через Интернет необходимые справки. Примерно поровну (39% и 38%) сказали, что готовы пользоваться этой системой для дистанционных консультаций и выписки рецептов на лекарства.