Аргументы Недели → Соцпакет № 45(536) от 16.11.16

На стороне закона

, 08:27

Верховный суд РФ представил очередной, третий по счёту, обзор своей судебной практики за 2016 год. Значительная часть документа уделена рассмотрению дел, связанных с реализаций социальных прав граждан – в частности, права на жильё и пенсионное обеспечение.

«Жилищный» раздел обзора посвящён интересным и в то же время весьма распространённым ситуациям, в которых граждане сталкиваются с проблемами при реализации права пользования жилыми помещениями. К примеру, в обзоре рассмотрен вопрос о том, имеет ли мать несовершеннолетних детей, прописанных в жилом помещении отдельно от неё, право проживать вместе с ними, не имея в данном жилье ни регистрации, ни права собственности. В рассматриваемой ситуации детей в квартиру прописал супруг, который через несколько лет скончался. После смерти мужа его вдова, проживавшая в квартире с мужем с момента заключения брака, отказалась оттуда выезжать, объясняя свои действия необходимостью заботиться о детях. Через некоторое время она родила ещё одного ребёнка, который в данный момент проживает с ней. Хозяева квартиры подали иск о выселении непрошеной жилички с ребёнком и получили поддержку как в суде первой инстанции, так и при рассмотрении апелляционной жалобы. Решение было мотивировано тем, что, с одной стороны, был нарушен порядок вселения бывшей супруги в квартиру (по закону это можно сделать только с согласия всех совершеннолетних членов семьи нанимателя или собственника), а с другой – в собственности супруги имелось другое жилое помещение, большее по площади, чем комната в спорной квартире, и женщина, по мнению суда, вполне могла проживать там и взять детей к себе.

Тем не менее Верховный суд с выводами «нижестоящих» коллег не согласился, отменил их решение и отправил дело на новое рассмотрение. Тщательно изучив материалы дела, судьи пришли к выводу, что спорная квартира является постоянным и единственным местом жительства несовершеннолетних детей, которые в силу малолетнего возраста (10 и 7 лет) лишены возможности самостоятельно определять своё место жительства и не могут проживать без законного представителя, которым в данном случае является их мать. Кроме того, выяснилось, что принадлежащая женщине квартира, согласно акту обследования жилищных условий, непригодна для проживания и, более того, уже передана другому лицу в счёт погашения долгов покойного мужа. На этом основании, а также исходя из приоритета прав детей, суд счёл возможным рассмотреть вопрос о сохранении за женщиной права пользования жилым помещением для ухода за детьми и их воспитания. Окончательно определить, есть ли у ответчицы такая возможность, а также установить длительность срока совместного проживания с детьми, и предстоит теперь суду первой инстанции.

Также в обзоре рассмотрен вопрос, касающийся зачёта периодов, проведённых женщинами в отпуске по беременности и родам, в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. В ситуации, описанной в документе, истцом в процессе выступила женщина, работавшая в больнице медсестрой-анестезистом (эта профессия даёт право на льготное исчисление стажа) и оформлявшая положенную медикам пенсию по выслуге за 25 лет непрерывной «медицинской» работы. При расчёте размера пенсии время, проведённое ей в отпуске по беременности и родам (он, напомним, составляет 70 дней до родов и 70 дней после них) ей посчитали не в льготном порядке по принципу год за полтора, а в календарном (год за год). С иском о перерасчёте она обратилась с суд, которой счёл её требования обоснованными. Однако Пенсионный фонд успешно оспорил это решение в апелляционной инстанции.

Тем не менее судебная коллегия Верховного суда признала вывод апелляционной инстанции неправильным. Судьи указали, что, согласно разъяснениям в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», отпуск по беременности и родам относится к периодам получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. На этом основании он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При этом в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в стаж работы в льготном исчислении.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram