Аргументы Недели → Соцпакет № 33(524) от 24.08.16

Изобретатель из-за парты

, 09:12

Словосочетание «станция юных техников» на первый взгляд многим покажется устаревшим советским анахронизмом. Но, как выясняется, совершенно напрасно. Техническое творчество школьников сегодня переживает если не расцвет, то, как минимум, не застой. Как показывает практика, дети по-прежнему готовы запускать авиамодели, собирать миниатюрные автомобили и конструировать роботов.

Отметим, что при общем не слишком здоровом состоянии системы дополнительного образования в стране (да ещё и усугублённом кризисом) технические станции и кружки – точнее, те из них, что сумели выжить в «лихие 90-е», – сегодня вниманием власть имущих в принципе не обделены. В частности, техническое творчество юных Ломоносовых и Кулибиных на сегодняшний день является едва ли не единственным направлением дополнительного образования, которое координируется на федеральном уровне специальной организацией – Федеральным центром технического творчества учащихся, открытым при Московском государственном техническом университете «СТАНКИН». В России проводится огромное количество конкурсов и фестивалей, где юные изобретатели представляют свои разработки в самых разных сферах – от авиамоделей до аэросаней. При этом российские Самоделкины регулярно привозят медали, дипломы и кубки с международных конкурсов.

Справедливости ради отметим, что о потенциале технического творчества на фоне катастрофической нехватки толковых инженеров и высококвалифицированных рабочих на данный момент говорят и на самом высоком уровне. Так, с конца прошлого года Агентство стратегических инициатив совместно с Минобрнауки начало активно продвигать проект с мудрёным названием «Кванториум». Он подразумевает создание в каждом регионе страны детских технопарков – по сути, обновлённых станций юных техников (СЮТов), но «упакованных» новейшим оборудованием и ориентированных на передовые технические направления вроде робототехники или космических технологий. На сегодняшний день такие технопарки открыты в трёх городах – Нефтеюганске, Ханты-Мансийске, Набережных Челнах.По задумке авторов программы, в идеале подобные «СЮТы-2.0» должны появиться в каждом регионе. Примечательно, что, несмотря на жёсткий кризис во всех сферах экономики, денег на это власть не жалеет: в Федеральной целевой программе «Развитие дополнительного образования детей до 2020 года» на эти цели планируется выделить 1 млрд рублей.Правда, хотелось бы, чтобы попутно в целях «оптимизации» не закрыли или не урезали и без того небогатое финансирование уже существующим СЮТам с богатейшими историей и опытом, где педагоги-энтузиасты десятилетиями пестуют будущих инженеров и рационализаторов…

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram