Аргументы Недели → Соцпакет № 30(521) от 04.08.16

Ты – мне, я – тебе

Что такое фримаркеты и зачем туда ходить

, 08:59

О сложной экономической ситуации, резком росте цен и обнищании населения сегодня не говорит только ленивый. Однако стремительное подорожание всего и вся даёт и другие весьма неожиданные и, как ни странно, позитивные плоды. На фоне экономического кризиса в России стремительно набирают популярность фримаркеты – необычные магазины и ярмарки, где ту или иную вещь можно забрать абсолютно бесплатно и одновременно при желании предложить всем желающим собственные вещи, которые уже не нужны.

На российский лад

Впервые о фримаркетах мир узнал в 2004 г., когда идея создания площадок для бесплатного обмена вещами пришла в голову представителям некоторых молодёжных движений в США. При этом в основе проекта лежала не помощь бедным, что логично было бы предположить, а принцип противопоставления перенасыщенного вещами «капиталистического» мира, живущего идеей сверхпотребления, и места, где можно избавиться от лишних вещей и заодно найти что-то полезное для себя, за чем не придётся идти в обычный магазин и тратить деньги. Кроме того, для фримаркета ключевым является принцип непрямого обмена, когда забирающий вещь не обязан отдать что-либо взамен.

Мгновенно став популярным в США, движение фримаркетов стремительно распространилось по миру и в 2013 г. пришло в Россию. Здесь его лидерами стали представители волонтёрских и благотворительных организаций, с удовольствием подхвативших идею отказа от сверхпотребления. Такие площадки сегодня действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Ижевске, Самаре, Новосибирске и десятках других городов – от мегаполисов до райцентров (информацию о них можно легко найти в социальных сетях). При этом яркой чертой российских фримаркетов стало широкое распространение идеи о том, что делиться можно не только вещами, но и чем-то нематериальным – к примеру, желанием научить других тому, что умеешь сам в рамках мастер-класса, впечатлениями от фильма или художественного произведения и так далее. По этой причине фримаркеты в РФ в большинстве своём вышли за рамки «вещевой» площадки и превратились в полноценные социальные проекты, где возможность что-то взять, отдать и обменять гармонично сочетается с возможностью узнать что-то новое, поделиться своими умениями, завязать новые знакомства и просто приятно провести время (естественно, в соответствии с принципами движения – совершенно бесплатно). Кроме того, организаторы, анонсируя мероприятия, не устают твердить, что приносить надо только те вещи и в том состоянии, которые было бы приятно получить самому. Это в какой-то мере страхует фримаркеты от превращения в барахолки (в плохом смысле этого слова) и места, куда можно сплавить ненужный хлам.

Доброе место

Как показывает практика, сегодня в нашей стране большинство фримаркетов представляют собой площадки для обмена вещами и «умениями», которые периодически открываются в ходе проведения волонтёрских и благотворительных мероприятий. Случаев, когда именно фримаркет становится «стержнем» проекта или мероприятия, пока немного, но всё же есть. Такой вариант, например, реализован добровольцами в Самаре, где последний фримаркет состоялся в начале июля. Проект получил название «Детский фримаркет», которое говорит само за себя: самыми желанными гостями там были семьи с детьми. Свою выгоду от посещения площадки фримаркета получили и взрослые, и маленькие гости. У мам и пап была возможность присмотреть что-нибудь нужное и отдать игрушки или одежду, из которой чадо уже выросло, у детей – поделать что-то интересное на многочисленных площадках: превратиться в сказочного героя с помощью аквагрима, порисовать мелками или сделать забавное украшение. Не скучали и взрослые – например, для мам читали лекции стилисты, а также проводились занятия йогой.

«Чистый» фримаркет, цель которого – именно полезный обмен вещами, недавно впервые прошёл и в Новосибирском академгородке. Как рассказала корреспонденту «АН» вдохновитель и координатор проекта, активист экологического движения за раздельный сбор отходов «Живая Земля» Рина Плеханова, в Новосибирске есть целых две команды, которые давно и успешно проводят такие мероприятия, но до их отдалённого района они не добираются. Поэтому родилась мысль организовать такое мероприятие непосредственно «на местности», сделав акцент именно на полезном обмене и идеях разумного потребления (как показала практика, новосибирские фримаркеты, или, как называют их организаторы, «дармарки», сосредоточиваются в основном на развлекательно-«тусовочной» составляющей). По словам координатора, жителям идея понравилась.

«На первый взгляд, к нам пришло не так много народа – всего 60–70 человек, – поделилась Рина с корреспондентом «АН». – Но если учесть, что информационной поддержки у нас практически не было (информация распространялась в основном через социальные сети), результат, я считаю, получился очень неплохой. Следующий фримаркет уже не за горами, и думаю, скоро мы пойдём логичным путём к мастер-классам и другим активностям, которые будем предлагать гостям площадки. Словом, первый шаг сделан. Будем двигаться дальше!»

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram