Аргументы Недели → Соцпакет № 22(513) от 9.06.16

Непрошеный сервис

Как не оказаться жертвой навязанной услуги

, 09:51

Одна из самых популярных тем в письмах читателей в отдел социальных проблем и рубрику «Правовед» – ситуации, когда гражданам навязывают услуги или товары, которые те вовсе не собирались приобретать. В результате незадачливые покупатели страдают и финансово, и морально – от осознания того, что дали себя облапошить. «Аргументы недели» разбирались в том, как не оказаться в подобном положении или, если это всё-таки произошло, выйти из него достойно и без потерь.

Как объясняют эксперты «АН», навязывание дополнительных услуг в момент совершения той или иной сделки (покупки товара, заключения договора на оказание определённой услуги и т.д.) – дело однозначно «внеправовое». Действующий Закон «О защите прав потребителей» прямо запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Кроме того, по закону убытки, причинённые потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объёме.

Согласно действующему законодательству, навязанной услугой сегодня считается включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, а также ситуации, когда намерения потребителя приобрести услугу одного направления повлекли за собой приобретение неоднородных услуг. Классический пример, с которым сталкивались очень многие, – включение пунктов об обязательном приобретении дополнительной страховки при проведении банковских операций (прежде всего кредитных) и при оформлении полиса ОСАГО. При этом далеко не все знают, что очень часто оказание навязанной услуги можно оспорить.

«К примеру, избежать покупки дополнительной страховки при покупке полиса ОСАГО можно довольно легко, – приводит пример Илья Рейзер, один из руководителей проекта «Народный адвокат». – Достаточно сослаться на статью 15.34.1 КоАП РФ. Она предусматривает ответственность в ситуациях, когда имеет место необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении такого договора».

Тем не менее, по мнению специалиста, для того чтобы не оказаться в подобных ситуациях, есть и более простые пути – без заучивания норм законов и витиеватых формулировок. Правила просты и стары как мир: это в первую очередь объективная оценка своих потребностей и финансовых возможностей и разумный подход к любым сделкам. «Нужно уметь отказываться именно от тех услуг, которые не являются приоритетными, – советует эксперт. – Также, чтобы не стать жертвой навязанной услуги, можно предупредить продавца об ответственности, которая наступает в случае продажи ненужных товаров (услуг): сделка будет признана ничтожной, а уплаченные денежные средства придётся вернуть. Кроме того, будет нелишним использовать средства для аудио- и видеозаписи: это впоследствии пригодится для защиты своих интересов при наличии разногласий».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram