Между прочим, попасть в это давно полюбившееся и горожанам, и людям заезжим место (особенно хороша парковая зона: здесь царят ели и пихты, а на руки к отдыхающим запросто спускаются с деревьев белки, на ладонь с семечками садятся бойкие птицы) теперь могут не только представители Вооружённых сил. Теперь всё чаще сюда приезжают гражданские люди – по путёвке «выходного дня» или на любой срок. Взяв справку в поликлинике по форме 070/у, и они пользуются правом оздоровительного отдыха, что заметно (почти на треть) сказывается при оплате здешнего пребывания без лечения. Не случайно на концерте по случаю Рождества приморцы заняли добрую половину мест в танцевальном зале.
Открыл творческую встречу с известными на Дальнем Востоке бардом Владимиром Морозом и поэтом Анатолием Рязановым сотрудник санатория профессиональный музыкант Виталий Жмурко, исполнив песню «Добрый вечер». Гитара в руках бывшего моряка звучала лирично! – Владимир Владимирович не расстаётся с ней с курсантских лет, и во время дальних морских походов этот музыкальный инструмент всегда был рядом.
В перерыве между исполнением любимых романсов бард рассказал об одной из спасательных операций, в которой он участвовал на ледоколе «Адмирал Макаров» более четверти века назад у берегов Аляски. Те реальные события легли в основу американской мелодрамы «Все любят китов», показанной и в России в 2012 году.
– Это было в начале ноября 1988 года, когда отряд кораблей в составе нашего ледокола и дизель-электрохода ледового класса «Владимир Арсеньев» возвращался во Владивосток, – вспоминал Владимир Мороз. – И тут получаем радиограмму, подписанную Генеральным секретарём ЦК КПСС Горбачёвым, что крайне необходима помощь трём китам, попавшим в ледовый плен у берегов США. Оказалось, семья китов с детёнышем зашла в лагуну бухты Барроу и не могла выбраться оттуда из-за раннего движения льдов. Открыв карту района, мы поняли, что задача была гораздо сложнее, чем казалось. Мы запросто могли сесть на мель и остаться зимовать во льдах. В фильме показано, что пробиваем лёд в три попытки, а на самом деле занимались такой работой пять дней. При этом нам здорово помогли местные жители, с помощью бензопил проделавшие порядка 700 лунок, чтобы соединить ловушку, в которую попали киты, с большой водой. В знак благодарности советским морякам Владивостоку, как порту приписки наших судов, американцы подарили скульптуру, которую вырезал из цельного фрагмента старого вяза цепной бензопилой скульптор из Миннесоты Джерри Фейбер. Хотя один из китов всё-таки погиб, Фейбер изобразил в ней трёх животных, тем самым показав, что если бы русских позвали на помощь сразу, тогда удалось бы спасти всю семью. И поныне та скульптура стоит напротив входа в Феско-холл – бывший Дворец культуры моряков Дальневосточного морского пароходства.
Одна из песен в репертуаре Мороза – «Океан доброты» – на стихи его давнего товарища по совместному творчеству как в главной базе Тихоокеанского флота, так и в отдалённых гарнизонах – поэта Рязанова. Ещё несколько лет назад они составляли костяк группы «Приморье», которую на самолёте командующего ТОФ перебрасывали в город подводников на Камчатке Вилючинск. И за те концерты оба удостоены медалей «Патриот России».
В этот раз Анатолий Сергеевич читал свои стихи о родном Приамурье и надеждах-ожиданиях человека на Новый год и Рождество, вспоминал детские, однако не лишённые философского смысла, самобытные вирши. И слушатели аплодисментами благодарили его за преданность искусству, доставленное удовольствие в зимний праздничный вечер.
И сегодня поэт, пусть уже не так регулярно как прежде (поскольку всё свободное время отдано написанию повести), но выступает в краеведческом музее и других культурных учреждениях города. А недавно он стал лауреатом конкурса, посвящённого Году литературы.
Константин ЛОБКОВ
Фото автора