Аргументы Недели. Владивосток → Соцпакет

«Меридианы Тихого»: поворот к документализму

, 09:43

Сентябрь во Владивостоке — самый презентабельно-фестивальный месяц в году — уже в 13-й раз собрал на кинофорум стран АТР старых и новых друзей, профессионалов кино и дебютантов, критиков, киноманов, светских персонажей и модную молодёжь

В этом году, по словам программного директора фестиваля Юрия Гончарова, пришлось как никогда трудно с организацией из-за ограниченного бюджета. Однако приехавшие гости, напротив, хвалили организаторов: молодой режиссёр из Москвы Егор Климович отметил, что владивостокский фестиваль сильно выигрывает в сравнении с московским. Другие приезжие участники тоже сияли довольными улыбками, перемещаясь с борта фрегата «Паллада» на сцену Приморского театра оперы и балета, где проходило открытие, оттуда — в обновлённый кинотеатр «Океан», в недавно открытый «модный» ретро-клуб «Кот и Клевер» и к месту ночлега — в гостиницу «Азимут», бывший «Владивосток», тоже в этом году пережившую реновацию. В самом же отеле для фестивальщиков организовали музыкальную вечеринку с обильным фуршетом. К слову сказать, иные из участников тусовкам предпочитали работу: та же группа Климовича, наскоро искупавшись в море, первые дни фестиваля просидела в номере за монтажом очередной картины.

 Зрители и пресса увивались за успевшим набрать популярность корейским режиссёром Ким Ки Дуком – только на его мастер-класс попасть удалось далеко не всем желающим. Активно общались со зрителями продюсеры и режиссёры короткометражек: их показ 14 сентября собрал аншлаг в одном из залов «Океана». В пятнадцатый раз приехал во Владивосток Рок Бриннер – сын легендарного Юла. Приехал – и тут же, прямо на открытии «Меридианов» попросил у губернатора обещание, что фестиваль состоится и в следующем году. На это Владимир Миклушевский лишь молча утвердительно кивнул.

 Фестивальное кино – традиционно особое, некассовое, некоммерческое. Его задача другая: знакомить зрителей с настоящей жизнью, без спецэффектов. И с этой задачей «Меридианы Тихого» справляются на все сто. Как рассказал Юрий Гончаров, приморские завсегдатаи кинофорума два года просили увеличить долю документального кино в показе. И программная дирекция учла эти просьбы: в этом году значительная часть лент – документальные. Впрочем, и игровое кино сегодня стремится приблизиться к максимально безыскусной передаче реальных житейских историй. Такой подход представила, например, москвичка Владлена Санду: её фильм «Кира» основан на самой тривиальной, и оттого особенно пронизывающей истории освобождения юной девушки из колонии. Едва получив так называемую свободу, героиня тут же попадает в спёртую атмосферу криминала, от которой буквально некуда деться. Этот фильм, в котором нет ни грамма так называемого «позитива», уже завоевал специальный приз жюри «Кинотавра». По контрасту с мрачной русской картиной история французского зека Винсента в фильме «Планета Нам» предстаёт просто невероятной. Зритель, особенно российский, всю первую половину киноповествования попросту не догадывается, что занимательного можно найти в заурядном дне семейной пары с ребёнком. Родители любят друг друга, сын обычный мальчик, вот разве что в квартире пустовато – но всякое бывает. И когда в финальных кадрах вдруг открывается, что бедная квартирка – попросту помещение для длительных свиданий в тюрьме, отечественный зритель испытывает шок. «А за что его посадили?!» – изумлённо задал вопрос один из участников просмотра режиссёрам картины Полин и Амори Шаботи, будто начисто забыв, что фильм-то – художественный.

 Любопытным открытием для многих зрителей стала 20-минутная лента «О, Люси!», которая, по словам продюсера Кена Нацухары, впоследствии «дорастёт» до полного метража. Эта история пожилой японки, неожиданно для себя попавшей на курсы английского, и смешит, и трогает. Главную роль в фильме играет японская актриса Каори Момои, дважды участвовавшая в «Меридианах Тихого». Её героиня, соприкоснувшись с другой культурой, сначала раскрепощается, а потом испытывает крах влюблённости – и совершает ужасные поступки, немыслимые для застёгнутого на все пуговицы японского клерка. Провожая коллегу на пенсию, она внезапно выпаливает ей кучу гадостей, как какой-нибудь подросток-панк. Тут же жалеет об этом, рыдает, молит о прощении – но поздно: слово не воробей. И наши зрители видят, что японские пенсионерки тоже плачут, хотя в их стране и высокоразвитые технологии, и скоростное метро, и вообще совсем иное качество жизни.

 Фестиваль ещё продолжается, но уже завтра международное жюри назовёт лауреатов конкурсной программы, зрители законсервируют впечатления, а организаторы подведут итоги года  – и начнут готовиться к следующему празднику кино.

 Наталья БАРАНОВА

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram