Верховный суд РФ подготовил обзор своей практики по делам, связанным с выплатой и взысканием алиментов. В документе освещены распространённые, но в то же время неоднозначные ситуации, возникающие в данной сфере правоотношений.
Одной из важнейших «точек» обзора стало рассмотрение вопроса о выборе судьями варианта выплаты алиментов на несовершеннолетних детей – в твёрдой сумме или в виде процента от заработка.Как правило, сторона, на попечении которой остаётся ребёнок, предпочитает требовать выплаты по первому варианту, так как официальный заработок бывшего супруга – именно исходя из него высчитывается процент – в огромном количестве случаев ничтожно мал и алименты, следовательно, получаются копеечными (в то время как реальные, но «теневые» доходы могут быть несоизмеримо выше). При этом, как правило, при формальном наличии «белого» заработка и, следовательно, постоянного источника дохода суды, не вникая в детали, быстро и однозначно делали выбор в пользу «процентных» выплат.
Верховный суд недвусмысленно рекомендовал своим коллегам в судах более низких инстанций отказаться от подобного «лобового» подхода: даже при наличии официальной зарплаты всесторонне оценивать доходы потенциального плательщика и рассматривать возможность назначения алиментов в твёрдой сумме.
Также в обзоре освещён принципиальный момент, позволяющий бывшим супругам защититься от возможных злоупотреблений правом на получение алиментов со стороны бывшей второй половинки. В частности, в документе сообщается о праве плательщика потребовать открытия специального счёта на имя ребёнка, если возникает подозрение, что «детские» деньги, по закону предназначенные на обеспечение потребностей сына или дочери, родитель, получающий их, тратит на собственные нужды. Правда, сумма перевода на такой счёт ограничена половинным размером назначенной алиментной выплаты.
Суд коснулся и такой распространённой ситуации, как попытки взыскать со злостных неплательщиков не только сумму задолженности с неустойками, но и компенсацию причинённого морального вреда. Позиция судей однозначна: компенсировать «нравственные» страдания бывшей супруге и детям плательщик алиментов не обязан, так как подобная необходимость не предусмотрена Семейным кодексом РФ. В то же время «материальная» ответственность остаётся за ним в полном объёме, в связи с чем бывшему родителю придётся гасить не только «основной» долг, но и набежавшую неустойку. Её размер составит 0,5% от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки.