Программа по выделению земельных участков семьям с тремя и более детьми действует в России с 2011 года. За это время заветные «сотки» для строительства жилья получили сотни россиян. Однако, как показывает практика, без абсурдных инцидентов, вызванных чиновничьим равнодушием, дело не обходится. Так, в конце прошлого года заложниками чрезмерной исполнительности местных властей в плане обеспечения многодетных семей землёй стали жители посёлка Второе Моховое в Конаковском районе Тверской области. На территории поселения местная власть, не глядя, планирует выделить участки… обитателям расположенного неподалёку цыганского табора, соседство с которым местным жителям приходится терпеть из последних сил.
«Мы все прекрасно осознаём, что соседей не выбирают, – рассказывает корреспонденту «АН» Александр Федотов, староста Второго Мохового. – Но всему должен быть предел. Терпеть цыганские порядки прямо под стенами наших домов мы не готовы!»
Главного общественника посёлка и его жителей вполне можно понять. Второе Моховое, расположенное прямо у линии железной дороги, делит территорию поселения с цыганской общиной чуть ли не с момента основания посёлка (он возводился специально для группы переселенцев с Дальнего Востока в 1990-х годах и был доведён до ума самими жителями уже в двухтысячных). Первые трое цыган, по словам Федотова, поселились по другую от посёлка сторону железнодорожных путей тоже примерно 25 лет назад, сумев каким-то образом получить прописку в возведённых хибарах. К настоящему моменту община разрослась до 600 человек. Основным способом заработка для них является очистка от ржавчины запорной арматуры, хотя местные жители говорят, что наверняка это не единственный способ добычи денег. Например, женское население ещё и активно попрошайничает. Обитатели табора, по словам жителей, проявляют полное равнодушие к благам цивилизации и принципам культурного соседства. Например, не озаботившись цивилизованной закупкой топлива, они почти полностью свели на дрова роскошную берёзовую рощу неподалёку, для отправления естественных надобностей используют близлежащий лес, не брезгуют подворовывать урожай на огородах местных жителей.
Интеллигентные обитатели Второго Мохового, смирившись с тем, что соседей не выбирают, годами терпели сложившуюся ситуацию. «Аборигены» строго следили лишь за тем, чтобы железнодорожная линия оставалась неприкасаемым «Рубиконом» между табором и посёлком: на территорию поселения цыганам свою «жизнедеятельность» распространять не позволялось. Ровно до тех пор, пока им, по каким-то неведомым причинам, не решила помочь местная администрация. Сначала бывшее здание поселкового клуба отдали под коррекционную начальную школу для цыганских детей. Потом дело дошло и до земли.
«Многодетных семей в таборе – через одну, – рассказывает Федотов. – По закону им положены бесплатные земельные участки. И власть, недолго думая, планирует выделить им эти участки на «нашей» стороне от железной дороги, практически в посёлке. Сказать, что мы были в ужасе – не сказать ничего. Мы и так постоянно слышали от соседей фразы вроде «это наша земля», и теперь эта фраза получила все шансы претвориться в жизнь!»
Абсурд ситуации заключается в том, что в теории земельные участки цыганам могут быть выделены и в непосредственной близости от их «места обитания» – например, на территории бывшей берёзовой рощи. Но загвоздка в том, что эта земля относится к ведению Гослесфонда и формирование участков требует от власти дополнительных действий. Однако предпринимать лишние усилия чиновникам не хочется. Выделить уже готовые участки на благоустроенной территории посёлка оказалось куда проще, несмотря на вполне обоснованные протесты жителей.
«Во всех странах, где проживают цыгане, власть старается селить их на относительно изолированных территориях, – подводит итог А. Федотов. – Наши же чиновники почему-то избрали особый путь».
На многочисленные обращения всех 80 жителей Второго Мохового чиновники шлют издевательские отписки. Обращения в федеральные и региональные органы возвращаются обратно на уровень района. Общий смысл всех «ответов» сводится к двум вещам – «конституционному праву» цыганских семей на участки в поселении (с невероятной по наглости оговоркой о том, что Второе Моховое является «историческим местом проживания цыган») и циничному пожеланию самостоятельно договариваться с цыганским бароном. Более того, старосте посёлка в лицо кинули: «Надо было думать, где покупать участки». Между тем жители не могут даже продать их: из-за подобного соседства стоимость предельно низка, да и спроса по понятным причинам нет. Власть же продолжает гнуть свою линию с упорством, достойным лучшего применения. Администрация Конаковского района должна принять окончательное решение до 1 марта. «АН» будут следить за развитием событий.