Аргументы Недели → Соцпакет № 18(410) от 22.05.2014

Три пишем, два в уме

По приказу Минобрнауки из школ исчезнут второгодники

, 16:42

С 1 сентября 2014 г. вступит в силу запрет Минобрнауки оставлять школьников на второй год. Переходить в следующий класс можно будет даже круглым двоечникам. Предполагается, что с ними начнут дополнительно заниматься по специальным программам. Кто и как будет «подтягивать» отстающих учеников, пока неизвестно.

Оценки – не всегда показатель

Пикантность новому приказу Минобрнауки придаёт то, что в огромном количестве российских школ сегодня двоечников попросту нет. Но совсем не потому, что школьники стали лучше учиться. За каждую двойку (а тем более за каждого второгодника) учителя ждёт строгий выговор из РОНО или департамента образования. По сегодняшней логике, если нерадивый ученик не желает учиться, виноваты в этом его преподаватели. В результате – «три пишем, два в уме». Чтобы избежать нагоняя, проще поставить в журнал незаслуженную тройку, чем объективное «неудовлетворительно». Такое положение дел приучает ученика не учиться: ведь тройка всё равно обеспечена. Так что новый документ по большому счёту ничего не изменит. А если и изменит – то, по мнению педагогов, в худшую сторону.

«Запрет оставлять школьников на второй год лишает учителей одного из возможных путей работы с неуспевающим учеником, – говорит Анастасия Лопухина,преподаватель русского языка. – По моему мнению, на второй год, причём по согласованию с ним или его родителями, можно оставить не только ребёнка с задержкой в развитии или отклонениями в поведении, но и ребёнка, который не успел интеллектуально созреть для восприятия и анализа сложной информации. Стандартов и общих правил в этом вопросе быть не должно. Даже количество двоек не всегда показатель: у плохих оценок могут быть разные причины. Например, если ребёнок слишком рано пошёл в школу или перескочил класс, у него могут не успеть сформироваться умения или навыки, которые уже есть у его более взрослых одноклассников».

«Тот факт, что ребёнок больше не рискует оказаться в новом коллективе, причём изначально в положении явного аутсайдера, скорее положительный, – рассуждает Надежда Соколова, преподаватель французского языка. – Возможно, рассчитывают на то, что неуспевающие будут тянуться за своими одноклассниками. Однако в качестве побочного эффекта мы можем получить ещё большее снижение мотивации у тех учащихся, у которых уже имеются проблемы. Ведь они будут точно знать: как бы плохо они ни учились – не будет таких серьёзных последствий, как раньше».

По мнению ряда экспертов, запрет оставлять школьников на второй год приравняет школы к вузам. Ведь студентов-двоечников на второй год тоже не оставляют: они продолжают обучение на следующем курсе и одновременно с этим сдают «хвосты». Однако нагрузка, ощутимая и для взрослого человека, вряд ли окажется по силам ребёнку. Неуспевающий школьник попросту не справится с двойным объёмом уроков и домашних заданий. Или справится, но ценой собственного здоровья. Давно известно, как влияет на детский организм «усиленное» школьное расписание с 8–9 уроками в день. Так что подобная схема в школе вряд ли приемлема.

«Перевод образования в сферу услуг сопровождается введением новых критериев – критериев сферы услуг, – подытоживает преподаватель Нина Седых. – Клиент должен быть доволен услугой, получать её в том объёме, в каком ему угодно, от приятно улыбающихся людей, по определённому стандарту – и не перетруждаться. Дополнительные услуги тоже можно получить, но за отдельную плату. Вплоть до последнего времени именно этим курсом и шло российское образование. Если мы хотим научить людей думать, мы обязаны уходить от этой системы. Никакой стандарт не может заменить личность педагога. Некоторая доля строгости, принуждения обязательна – без неё невозможно организовать процесс обучения. Критерий оценки работы учителя не должен зависеть от того, сколько двоек он ставит. Образование – процесс, в котором участвуют две стороны: учитель и ученик. И третья: родители ученика. Сегодня за этот процесс отвечает только учитель. Но бесправие учителя в школе, когда он не может не только вывести юного негодяя с урока за ухо, но и просто отругать его, вызывает глубокую печаль. Получается, что учителю запрещено обрисовывать границы поведения, выходить за которые ученику нельзя. В общем я за оставление на второй год и за постановку справедливо заработанных двоек. За то, что ученик тоже что-то должен учителю. Учиться должен!»

Дополнительный аргумент

Девятиклассникам, которые не смогли пройти государственную итоговую аттестацию (ГИА), можно будет вновь прийти учиться в девятый класс. Раньше таких ребят выпускали из школы со справкой вместо аттестата. Теперь у них есть право второй попытки – на которую, правда, требуется разрешение родителей. И если чей-то «особо принципиальный» папаша решит, что ребёнок-двоечник должен быть наказан, – школьник останется без документа о среднем образовании. В такой ситуации дорога одна – в учреждения среднего профессионального образования. Впрочем, идею давать второй шанс именно после 9-го класса приветствуют не все.

«Получается, что граница, после которой не желающий учиться ребёнок должен будет взяться за ум, – это конец 9-го класса, – комментирует Анастасия Лопухина. – Ведь только после этого момента будет разрешено оставлять на второй год. А почему не после 8-го или 6-го? Пробелы в знаниях могли возникнуть не только в 9-м классе, но и раньше!»

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram