Многие россияне сталкивались с ситуацией, когда суммы в «коммунальных» платёжках неожиданно растут. Тем не менее не стоит покорно оплачивать увеличенную «повинность», в очередной раз посетовав на «проклятое государство». Причин необоснованного роста платежей может быть множество – от ошибок коммунальщиков до сбоя в компьютерных программах.
Откуда что берётся?
Как говорят специалисты, в большинстве случаев виновниками необоснованного роста платежей становятся управляющие компании. Например, бывает так, что коммунальщики ошибаются при снятии показателей с общедомовых приборов учёта. Самая распространённая ситуация – разброс суммы, которая получилась по показаниям счётчика, исключительно на жителей, без учёта расходов потребителей, которые занимают нежилые помещения (магазины, кафе и т.д.). В других случаях накрутки становятся уже намеренными. По словам координатора правозащитного движения «Рассерженные горожане» Алёны Васенковой, распространена практика, когда к плате за жилищные услуги коммунальщики приплюсовывают небольшие суммы. Поэтому жители могут и не обнаружить «добавку». Кроме того, многие не пойдут разбираться из-за «копеек». Однако для многоквартирного дома разница будет весьма внушительной, как и прибыль управляющей компании.
«Чаще всего так поступают с жителями домов-новостроек, – добавляет юрист Дамир Зайнединов. – Мол, раз у человека есть деньги на квартиру, повышения квартплаты он не заметит».
Россиянам приходится сталкиваться и с тем, что графы в платёжках объединяются (так сложнее разбираться в структуре получившейся суммы) или, наоборот, «размножаются», – и в новых строчках появляются совершенно неожиданные основания платежа. Так, в городе Электросталь неожиданно обнаружили в платёжных документах начисления с пометкой «пожертвования на строительство храма» (правда, после нескольких жалоб жителям всё же разрешили вычеркнуть этот пункт из квитанций). Наконец, хрестоматийный случай – «резиновые квартиры», возникающие без ведома их жителей. Если в квартире без ведома хозяев зарегистрировали кого-то ещё, суммы могут вырасти едва ли не в разы. Так что, как советуют активисты из движения «Рассерженные горожане», в случае, когда от сумм глаза лезут на лоб, в первую очередь необходимо проверить в квитанции графы «количество проживающих» и «количество зарегистрированных».Если цифра в платёжке отличается от реальности, нужно обратиться в районный паспортный стол и взять там выписку из домовой книги. При подтверждении подозрений – прямая дорога в правоохранительные органы и суд.
Любопытный факт: практика показала, что хорошим «лекарством» от приписок в платёжках стала передача управления домами от частников к муниципальным органам.Так произошло, например, в Москве после появления государственных управляющих компаний бюджетных учреждений «Жилищник». Как отмечают эксперты, после их появления жители столицы стали реже жаловаться на необоснованные завышения. Причина в том, что бюджетные учреждения не платят налог на прибыль, поэтому стимулов «дополнительно заработать» на квартплате у них намного меньше.
Знания – сила!
Как уточняет Д. Зайнединов, главное, что необходимо для успешной борьбы снеобоснованными завышениями платежей, – знать, как именно они формируются, каким образом жильцы могут сами влиять на коммунальное ценообразование, а также в каких случаях подъём платы попросту незаконен. Например, решение о дополнительных услугах и их стоимости (таких как домофон, видеонаблюдение, охрана, консьерж) принимает только общее собрание собственников квартир в многоквартирном доме. Без решения общего собрания взимать плату за дополнительные услуги нельзя. Кроме того, если человек приобрёл квартиру на вторичном рынке, противозаконно требовать с него и «коммунальные» долги бывшего собственника жилища (за исключением взносов на капитальный ремонт, долги по которым переходят к новому собственнику). Также покупатель не обязан вносить квартплату, начисленную до получения квартиры в новом доме от застройщика.
По словам специалистов, суммы в платёжке формируются тремя видами услуг: коммунальными, жилищными и так называемыми прочими (радио, антенна, домофон). Наибольшая часть «квартплаты» (70–80%) приходится именно на «коммуналку» – газ, горячую и холодную воду, отопление и канализацию. Кроме этого в список коммунальных услуг входят техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, электроснабжение лифтов и так называемые общедомовые нужды (например, электроснабжение домофонов и освещение подъездов). Все «коммунальные» тарифы устанавливают государственные органы. Если есть подозрения, что они необоснованно завышены, следует жаловаться в управление Антимонопольной службы.
К жилищным услугам относятся уборка лестничных клеток, вывоз мусора, санитарное содержание дворов (в том числе мест, где располагаются контейнеры для мусора), техобслуживание дома, общедомового электрооборудования и лифтов, управление домом. Стоимость этих услуг устанавливают либо сами собственники, если в доме действует ТСЖ или жилищный кооператив, либо управляющая компания. С жалобами на низкое качество услуг (например, холодные батареи отопления или отсутствие воды) можно обратиться в управление Государственной жилищной инспекции или управление Роспотребнадзора.