Несколько лет назад в школах страны начался эксперимент по переходу на обучение не по четвертям, а по триместрам. И продолжается до сих пор. Всё больше учебных заведений принимают в этом участие. Несмотря на то что времени, чтобы разобраться во всех тонкостях подобной системы было достаточно, единого мнения так и не сложилось ни у учителей, ни у родителей, ни у самих учащихся. В последнее время школьную систему только и делают, что модернизируют, и далеко не все новшества вызывают одобрение. Поэтому немудрено, что и триместры многим до сих пор кажутся подозрительными.
Равномерно и объективно
Суть эксперимента в том, что учебный год делится не на четыре четверти, как всегда это было принято, а на три триместра, каждый из которых состоит из 10 учебных недель. Последние, в свою очередь, разбиваются на два блока, между которыми предполагаются недельные каникулы. То есть дети уходят на семидневный отдых после каждых пяти недель учёбы. По крайней мере именно так было задумано, хотя и соблюдается такой режим не везде: в некоторых школах при нехватке времени на прохождение программы количество свободных от занятий дней сокращают. Летние каникулы никто не отбирает, но привычных осенних, зимних и весенних уже нет: вместо них – те самые недельные перерывы. Получается, что учащиеся отдыхают чаще, но каникулы при этом короче. Итоговые оценки школьники получают по результатам триместров: в конце ноября, февраля и мая.
Плюсы триместровой системы авторы эксперимента видели прежде всего в том, что такой подход способствует равномерному распределению учебной нагрузки и поэтому благотворно влияет на здоровье детей. Все, кто учился по старой системе, помнят, какой изматывающей была третья четверть и какой короткой вторая, половина из которой проходила в предновогоднем нерабочем настроении. К тому же упрощается система оценивания знаний:из трёх оценок определить среднюю проще, нежели из четырёх, когда, например, пятёрок и четвёрок может быть поровну.
А как же кружок по фото?
Практика выявила в триместровой системе недостатки, которые на теоретическом этапе были слабо заметны. Например, явной проблемой стало несовпадение нового школьного графика с режимом работы различных секций, музыкальных, спортивных и художественных школ, кружков. Расписание там обычно составляют по традиционной четвертной системе. Также некоторым родителям, дети которых учатся в школах с разным графиком, бывает трудно спланировать совместный отдых: у одного ребёнка ещё продолжается четверть, а у другого уже каникулы перед новым триместром.
Не обошлось и без психологических проблем у школьников. Как правило, в начале учебного периода ученики довольно долго раскачиваются, и чем чаще каникулы, тем больше с этим проблем: после каждого перерыва надо втягиваться в учебный процесс. Есть сложности и с умением распределять свои силы. Как поясняет школьный психолог Мария Иванцова, поскольку триместры длятся довольно долго, то дети думают, что у них достаточно времени, чтобы всё выучить и исправить оценки. На деле же это не так. Для слабо мотивированных ребят это оборачивается плохой успеваемостью. Да и пик работоспособности приходится как раз на каникулы по системе триместров.
Учителя отмечают, что со временем дети всё же привыкают к новой системе. Для тех же, кто уже сейчас в состоянии грамотно планировать своё время, триместры даже полезны. «У учителей появляется возможность более плавно переходить от темы к теме. Это психологически легче для детей, что заметно по результатам успеваемости, – говорит Татьяна Широкова, администратор электронного дневника одной из московских школ. – Однако в некоторых учреждениях, не разобравшись в системе, начинают прыгать от одного графика к другому – тут уж точно детям сложно адаптироваться! Поэтому многое зависит от руководства конкретного учебного заведения, и если оно выстроено грамотно, то минусы четвертной системы в такой школе станут плюсами при триместрах».