Чуть более года прошло со времени смены руководства в Подмосковье. За этот короткий срок новая команда управленцев смогла доказать свою эффективность и желание сделать регион достойным соседом и партнёром столичной Москвы. Особый акцент в своей работе избранный осенью минувшего года губернатор Андрей Воробьёв сделал на модернизации системы здравоохранения. Тогда же областную медицину возглавила Нина СУСЛОНОВА. В беседе с корреспондентом «АН» она рассказала, какие перемены к лучшему уже случились и что следует в ближайшее время ожидать населению от реализации проекта перестройки всего комплекса подмосковной медицины.
- Нина Владимировна, давайте сразу поговорим о главном – о приоритете в работе Минздрава, какова на самом деле основная задача затеянной реформации?
– В этом году губернатор области Андрей Воробьёв назвал важнейшей задачей развитие в Подмосковье поликлинического обслуживания населения. С этой целью была проведена полная инвентаризация имущественного комплекса лечебных учреждений, экономически обосновали потребность финансирования в рамках частно-государственного партнёрства, а также заложены в бюджете средства на выполнение программы ремонта наших поликлиник. В настоящее время из 146 поликлиник только 11 имеют статус юридического лица. Остальные входят в состав многопрофильных больниц. Сегодня мы знаем, как их следует развивать, учитывая, что на периферии у нас дефицит кадрового состава на уровне 48%. Теперь уже решено, что всего будем ремонтировать 28 поликлиник, при этом 15 из них попадают под программу капитального ремонта. Для этого по инициативе губернатора Московской области Андрея Воробьёва дополнительно было выделено из казны 500 миллионов рублей. К концу года все 15 поликлиник получат современный облик учреждений, предоставляющих весь спектр лечебных услуг. Хотелось бы отметить, что к работе над этой программой привлечены общественные советы при муниципалитетах, чтобы принимаемые решения были не чиновничьим мнением, а согласованы с потребителями медуслуг.
Таким образом, идёт реализация программы «Развитие здравоохранения Московской области». Согласно майским указам президента России Владимира Путина, документ был пролонгирован до 2018 года. Теперь идёт выполнение сформированного плана мероприятий.
– Проясните, когда наконец будет работать служба «скорой медпомощи», так, чтобы людям не отказывали в срочной госпитализации?
– Это вопрос федерального звучания, хотя и у нас были сложности с переходом на новые методы работы «скорой помощи». Сегодня, более чем год спустя, можно сказать, что механизм заработал. Для этого у нас, как в Москве, начинает работать единая диспетчерская служба, а все машины оснащены спутниковым оборудованием ГЛОНАСС. В одном из медицинских округов Подмосковья – четвёртом – проект уже реализован. В 2015 году единая диспетчерская служба заработает на территории всего Подмосковья. Ведь самое сложное в деятельности «скорой» – это отсутствие надёжного контроля за передвижением выездных бригад. В Московской области «скорая» была муниципальной службой, а потому развивалась в зависимости от финансовых возможностей территории. При этом в больших районах выездов и нагрузки было больше, чем в малых. Но деньги все получали равные. С переходом на финансирование за счёт обязательного медстрахования (ОМС) ситуация изменилась, и сотрудники стали получать деньги за конкретно выполненную работу.
– То есть перешли на сдельную форму оплаты труда… И стали получать меньше?
– Просто в системе оказания срочной медицинской службы наконец ликвидировали уравниловку и бюджетное финансирование. Теперь всё идёт через ОМС, а там всё оплачивается в зависимости от установленных нормативов. Сейчас это 12 вызовов в смену. При этом больше выездов – больше зарплата, и никаких обид. Так, собственно, работают сегодня все цивилизованные страны. Куда более серьёзной проблемой для Подмосковья остаётся работа «скорой» во временном режиме 20 минут прибытия к пациенту. С учётом значительной территории региона, низкого качества дорог и изношенного автопарка выполнять 20-минутный норматив крайне сложно. Правда, в этом году мы должны получить 100 новых машин для «скорой» и довести до ума работу единой диспетчерской. Так что порядок здесь наведём в любом случае.
Не только подмосковная, но и вся российская медицина теперь работает по известному во всём мире принципу разделения услуг. А именно речь идёт о двух понятиях – «скорая помощь» и «неотложная помощь». Задача первой – вовремя довести пациента с экстренным диагнозом до больницы, а вторая – оказывается врачом поликлиники пациенту, страдающему хроническим заболеванием, на дому. Дальнейшее лечение происходит в стенах поликлиники. Иными словами, услуга может называться поликлиникой на колёсах, так как к ней непосредственно и привязана. Сейчас увеличивается количество машин неотложной помощи для приближения медицинской услуги к населению. Нашей задачей является обеспечение врачей неотложки всем необходимым для оказания всесторонней и квалифицированной поликлинической услуги. Сама «скорая помощь» во всём мире укомплектована не врачами, а парамедиками. Определять же, какую машину отправлять на выезд, по идее должен диспетчер. В Канаде, например, вызов принимает диспетчер и по клиническим симптомам определяет, каких специалистов направлять к пациенту. И если вызов необоснованный, то пациент платит собственные деньги за вызов «скорой». Но у нас этой практики нет и не предвидится.
– А как реально будет у нас?
– Вызов поступает на «скорую», его тут же передают в поликлинику, и два диспетчера, переговариваясь, определяют, насколько экстренным следует считать вызов и какой службе следует выезжать на оказание помощи. Этот опыт и практику мы теперь внедряем у себя в Московской области. Главное при этом, чтобы по пустяковому заболеванию не гонять машину «скорой», которую в это время может ждать больной с инфарктом. В этом и есть суть реформы «скорой помощи».
– Эффективность работы «скорой» напрямую зависит от возможностей стационарной помощи. Как у вас с этим звеном?
– А чтобы помощь оказывалась вовремя, опять же учитывая расстояния, губернатором области принято решение развивать в регионе сердечно-сосудистые центры. На базе крупных больниц мы уже создали четыре центра в Мытищах, Реутове, Подольске и Красногорске. В связке «скорая» – госпиталь мы должны в так называемый «золотой» час доставить пациента в хирургическое отделение кардиологического центра. Всего в области по окружному принципу будет 7 центров и 28 сосудистых отделений. Причём необходимо расположить их таким образом, чтобы уложиться в трёхчасовое окно в целом – от начала сердечного приступа до оказания помощи в клинике и попасть в тот «золотой» час, который позволит сохранить инфарктнику жизнь.
– Насколько подмосковная медицина пока ещё отстаёт от московской?
– Что касается поликлинического обслуживания, особой разницы нет. Другое дело в численности поликлиник – в доступности мы уступаем Москве в силу того, что территория области превышает московские расстояния в разы. Кроме того, стационарная помощь в столице значительно выше, прежде всего когда речь идёт о высокотехнологичной медицине. В Москве находятся все федеральные институты и много исторически сложившихся сильных клиник. А дефицит персонала существует почти в равных пропорциях и у нас, и в столице.
– Как в области собираетесь решать кадровую проблему?
– Дефицит действительно есть, но острота проблемы стала уменьшаться. Прежде всего за счёт повышения зарплаты медикам. Сегодня она составляет порядка 50 тысяч рублей. В плане общей реформы модернизируем рабочие места медиков и наконец предоставляем им ряд социальных льгот. В частности, обеспечиваем медиков социальным жильём с правом его последующей приватизации.