По официальным данным, сегодня в России работает порядка 20 официальных общероссийских горячих линий. Телефоны, по которым принимаются вопросы и жалобы граждан по различным вопросам, есть и в каждом регионе. «АН» попробовали дозвониться по ряду номеров и проверили, какую информацию можно там получить.
На любой вкус
Сегодня свои горячие линии имеют управленческие структуры всех уровней – от федеральных учреждений (Минздрав, Минобрнауки, Пенсионный фонд, Роспотребнадзор, УФМС и другие) до местных администраций. Действуют и горячие линии Общественной палаты, где принимаются звонки на абсолютно разные темы, среди которых тарифы ЖКХ, работа поликлиник, коррупция и даже исполнение «майских указов» президента. Стала привычной и организация таких линий по определённым темам. Практически в каждом регионе сейчас готовы отвечать на вопросы, связанные с проведением ГИА и ЕГЭ для выпускников этого года и их родителей. А в Красноярске, например, как и во многих других городах, принимают звонки по вопросам уборки территории города от снега.
Существование горячих номеров, безусловно, имеет свою ценность: это полезно конкретным людям, у которых теоретически появляется шанс решить свою проблему, а также позволяет чиновникам понять, какие вопросы волнуют граждан. Другое дело, что обработать все обращения получается далеко не всегда, и многие жалобы остаются незамеченными. Также эффективность работы таких линий ухудшает и то, что россияне о них знают немного и плохо ориентируются в том, куда именно им обращаться. Наконец, как показал проведённый нами журналистский эксперимент, эффект от работы таких горячих линий явно не тот, которого, возможно, ожидают позвонившие.
Подскажут, но не всё
Первым делом обращаюсь на горячую линию по вопросам реформы ЖКХ. Операторы-консультанты, как и в большинстве случаев, отвечают на звонки в будни с 9 до 18 часов по московскому времени. Сначала для меня проводят небольшой ликбез о том, где можно самостоятельно получить интересующую информацию. Затем после нескольких минут ожидания и прослушивания заунывной музыки наконец отвечают на вопрос – правда, весьма своеобразно. Например, на вопрос о том, куда обращаться, если во дворе не убирают мусор, последовал короткий ответ: «Попробуйте в местную администрацию». Фразу «а вы не подскажете, имею ли я право…» оборвали на полуслове, заявив «нет, не подскажу» – и положили трубку.
По номеру, который указан как горячая линия по вопросам здорового питания, отказа от алкоголя и табака, как выяснилось, проконсультировать могут только по поводу последнего. Однако ответили практически сразу и вежливо подсказали телефон Минздрава. Правда, при попытке позвонить по этому номеру в трубке сначала раздался шорох, а потом связь и вовсе оборвалась.
Дозваниваюсь до горячей линии по вопросам лечения алкогольной зависимости «Точка трезвости». Рассказываю взявшей трубку девушке о «проблеме»: муж пьёт, обстановка дома крайне напряжённая, выхода уже не вижу... Девушка отвечает, что существует много методик лечения алкоголизма, говорит о том, что затрудняется посоветовать что-то конкретное… и начинает диктовать телефоны московских клиник. На наивный вопрос «это всё бесплатно?» получаю отрицательный ответ. После вопроса «А где мне могут помочь бесплатно? Денег же нет совсем...» – связь разъединяется.
Получается, что большинство горячих линий нацелены в основном на то, чтобы предоставить краткую справочную информацию по нормам закона и дать контакты соответствующих специалистов (и то, как видим, не всегда). Помогать же в конкретных ситуациях, увы, никто не собирается.
Практический аргумент
Полный список всех номеров горячих линий можно найти на портале «Социальная карта Российской Федерации». Необходимо лишь выбрать регион и тематику, по которой возник вопрос, и система выдаст нужные контакты.