Аргументы Недели → Соцпакет № 6(398) от 20.02.2014

И руки тянутся к перу…

Выпускное сочинение вновь станет реальностью

, 17:49

Выпускное школьное сочинение по литературе, отменённое с приходом ЕГЭ и предложенное к возрождению президентом РФ В.В. Путиным в ноябре прошлого года, тихо, но неумолимо возвращается на прежние позиции. По поручению В. Путина до 1 марта этого года Минобрнауки должно дополнить федеральные образовательные стандарты, представить критерии оценивания и разработать регламент проведения «нового старого» испытания. Кое-где выпускники, возможно, будут писать его уже в этом учебном году. Очевидно, что появление сочинения в качестве общеобязательного экзамена – вопрос практически решённый.

Основная польза сочинения видится специалистам в том, что в школьную программу по русскому языку вернётся изгнанная оттуда в связи с ЕГЭ тренировка в связанном письменном изложении собственных мыслей. При этом оттачивать эти навыки будут не только потенциальные гуманитарии, но и будущие «технари», которым это также необходимо. Как только сочинение исключили из списка выпускных экзаменов, его перестали писать и на обычных уроках литературы. При этом, как рассказывают преподаватели ведущих технических вузов, в последние несколько лет они сталкиваются с одной и той же проблемой: студенты не в состоянии даже пересказать простейшее задание по предмету, не говоря уже о способностях к анализу и формулировке выводов. Кроме того, умение «сочинять», с точки зрения психологов, нередко помогает разобраться в ситуации и принять верное решение. Так что сочинение пойдёт на пользу всем без исключения.

«Тренируя руку «на запись», мы одновременно тренируем и мозг на внятное высказывание, – комментирует профессор факультета филологии НИУ ВШЭ Гасан Гусейнов. – Люди, у которых есть навык записи собственных беглых мыслей или случайно подслушанных фраз, не мычат и не мекают в разговоре».

Отметим, что заставлять потенциальных математиков зубрить мельчайшие подробности «Войны и мира», скорее всего, никто не будет. Возврат сочинения мыслится не только и не столько как погружение в литературу, сколько как именно тренировка определённых полезных навыков. Поэтому, например, в Минобрнауки не исключают, что «физики» и «лирики» будут сдавать экзамен с разным уровнем сложности: первые попроще, вторые посложнее.

Преподаватели гуманитарных дисциплин, в свою очередь, радуются возможному исчезновению монополии ЕГЭ по литературе. Традиционный экзамен в форме сочинения, по мнению специалистов, безусловно,
лучше тестов, которые абсолютно не учат мыслить и рассуждать: свёл к минимуму творческую и интеллектуальную активность абитуриентов, и всё, что требуется от них, – действовать по шаблонам. Кроме того, тесты в некоторых случаях ещё и абсолютно безграмотно составлены.

«ЕГЭ по литературе – на редкость неудачный экзамен, – говорит Александр Криницын,преподаватель филологического факультета МГУ. – Во-первых, вопросы теста сводятся к определению размера стихотворения и знанию нескольких терминов, а литературные произведения школьник может и не читать. Во-вторых, часть вопросов формулируется некорректно. Например, в прошлом году от учеников потребовали раскрыть тему мещанства на примере семьи Туркиных в «Ионыче» Чехова. Но этой темы там попросту нет: Туркины у Чехова – сатира на интеллигенцию, а не на мещан! Это говорит о вопиющем непрофессионализме составителей».

Тем не менее эксперты предупреждают: положительный эффект от возврата сочинения очень сильно зависит от того, какую роль будет играть полученная оценка. Если её приравняют к итогам ЕГЭ (а именно это предложил В.В. Путин), пользы будет мало. Именно «судьбоносность» Единого экзамена повышает психологическое напряжение школьников, и на экзамене они зачастую демонстрируют не способность мыслить, а умение справиться со стрессом и не наделать ошибок на нервной почве.

«По здоровью ребёнка бьёт не ЕГЭ, а марафон подготовки к нему, – поясняет врач Ольга Демичева. – Он формирует невроз ожидания неудачи, так как слишком многое поставлено на карту. Родители постоянно говорят, что результат ЕГЭ – чуть ли не залог будущего, им вторят педагоги… Мнительным и тревожным детям тяжело выдерживать такую «артподготовку». К самому ЕГЭ школьники подходят уже изнурёнными и в результате делают глупейшие ошибки. Если в сочинении этого тревожащего фактора не будет, можно с уверенностью говорить о том, что оно лучше, чем ЕГЭ, отразит реальные знания и способности выпускника».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram