Не так давно Министерство труда и социальной защиты РФ утвердило первые профессиональные стандарты: для педагогов, специалистов по патентоведению и социальных работников. В дальнейшем это коснётся и других профессий. Пока самые бурные дискуссии вызывает регламентация деятельности учителей и воспитателей.
Учительский кодекс
Введение профстандарта для педагога дошкольного образования (воспитателя), начальной, основной и старшей школы по всей стране планируется начать со следующего учебного года. Исходя из текста самого стандарта, это «рамочный документ, в котором определяются основные требования к его (педагога. – Прим. ред.) квалификации». По мнению разработчика (им выступил Московский городской психолого-педагогический университет), стандарт необходим для того, чтобы чётко определить, чем должен заниматься работник и что с него спрашивать. Например, в стандарте прописано, что педагог должен иметь высшее образование, уметь анализировать реальное состояние дел в классе, проводить лабораторные эксперименты и даже экскурсии. Предполагается, что документ поможет выявить пробелы в образовании учителя и понять, как ему помочь – отправить на курсы переподготовки, на стажировку или вовсе на временный отдых. Особое внимание уделено работе учителей русского языка и математики – именно по этим предметам школьники сдают обязательные ЕГЭ. Однако в дальнейшем не исключена разработка подробных «инструкций» и для остальных предметников, а также для завучей и директоров. Также профстандарт призван стать базой для формирования систем аттестации и оплаты труда.
Проект носит общенациональный характер, но может быть дополнен не только регионами, но и отдельными учебными учреждениями с учётом особенностей реализуемых программ (например, если школа ориентирована на одарённых детей).
Двойные стандарты
Подобный документ разработан и утверждён впервые, поэтому огромное количество споров вокруг него не удивительно. Прежде всего многих пугает слишком часто встречающееся в документе слово «должен». По мнению сопредседателя профсоюза «Учитель» Андрея Демидова, от обычного педагога нельзя требовать многое из того, что там прописано.
«Стандарт – это всё-таки набор минимальных требований. В данном же документе они завышены и не всегда обоснованны. Например, учитель русского языка должен «владеть методами и приёмами обучения русскому языку как неродному». Но это отдельная специальность – обучение русскому языку как иностранному. Также от педагогов, по сути, требуют выполнять функции дефектологов, психологов. Боюсь, большинство учителей не смогут соответствовать».
В документе верно отмечено, что «от педагога нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил». Поэтому будут изменены стандарты подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. Однако, по мнению самих учителей, это повлечёт за собой новые проблемы. «Кто будет проводить уроки, пока мы будем на курсах? Да и чтобы подготовиться к всевозможным экзаменам, нужно время. Один день будем детей учить, а другой – готовиться. Всё, что написано в стандарте, важно, но можно ли это будет применить на практике – большой вопрос», – считает учитель начальной школы Татьяна Ткачёва.
На профессиональных форумах педагоги справедливо замечают, что о некоторых обязанностях сегодня можно не задумываться. Например, о владении аудиовидеотекстовой коммуникацией и «видеоаудиофиксацией процессов в окружающем мире». По крайней мере до тех пор, пока все школы не будут оснащены необходимым оборудованием…
Зарубежный аргумент
В других странах тоже существуют профстандарты для педагогов, первые из которых появились почти полвека назад. Австралийский вариант отличается тем, что помимо общих требований применяются и дополнительные в зависимости от этапа карьеры педагога. Обязанности молодого специалиста отличаются от того, что спрашивают с учителя высшей категории. В Британии особое внимание уделяют профессиональной этике. А в Канаде каждая провинция устанавливает свои правила аттестации учителей.