В редакцию газеты «Аргументы недели» регулярно приходят письма, авторы которых интересуются судьбой акций и сертификатов чековых фондов, приобретённых в начале 1990-х годов в обмен на ваучеры. Понятно, что с надеждой обрести обещанные Чубайсом деньги на две «Волги» люди давно расстались. Тем не менее вопросом «можно ли получить хоть что-то?» задаются многие.
Кто куда
Как показала практика, распорядиться выданными ваучерами с явной выгодой для себя в «мутное» время начала 90-х сумело мизерное количество людей – прежде всего из-за общей неразберихи и отсутствия внятного понимания, какую же пользу в конечном итоге принесёт заветная бумажка. «В плюсе» остались разве что те, кто сумел приобрести акции крупных предприятий и компаний, которые успешно вписались в рынок. Сейчас и акции стоят дорого, и дивиденды выплачиваются приличные. Особенно хорошо на этом поживились предприимчивые граждане, вовремя сообразившие что к чему и сотнями скупавшие ваучеры у населения с целью вложить их в те самые перспективные предприятия. Однако таких везунчиков, повторимся, оказалось немного. Огромное количество людей, живущих по принципу «здесь и сейчас», поспешили свои сертификаты продать (иногда – за бутылку водки). Другие вложились в акции предприятий, которые не вынесли раздрая 90-х и прекратили своё существование. А подавляющее большинство отнесло свои ваучеры в так называемые чековые инвестиционные фонды (ЧИФы) или финансовые компании, обещавшие грамотно распорядиться средствами граждан и обеспечить высокие прибыли. Такие организации в те времена плодились как грибы – и немудрено, что именно они поглотили основную массу ваучеров, находившихся на руках у населения.
Судьба таких контор складывалась по трём сценариям. Наиболее одиозные, вроде АО «МММ», прекращали своё существование под аккомпанемент народного возмущения и громких судебных процессов. Другие тихо «растворялись» вместе с собранными ваучерами и невыполненными обещаниями. Наконец, третьи (к слову, это же относится к ряду промышленных предприятий) реорганизовывались и продолжали свою деятельность уже под другими названиями, порой в статусе правопреемника – при этом далеко не всегда ставя об этом в известность тех, кто купил их акции в обмен на ваучеры. Тем не менее «свойства» имеющихся на руках акций и сертификатов сегодня выяснить можно.
Что делать?
Как разъяснил корреспонденту «АН» заместитель генерального директора инвестиционной компании NETTRADER.ru Александр Исаенков, первое и главное, что необходимо сделать, – выяснить, существует ли организация, акции которой были приобретены, и кто стал её правопреемником, если компания была реорганизована.
«В первую очередь информацию об обществе следует искать в Интернете, – советует эксперт. – Вероятнее всего, на специализированных сайтах или форумах, в том числе сайтах Службы Банка России по финансовым рынкам и моей компании, судьба интересующего акционерного общества уже обсуждалась. Если компания существует, то у держателя её реестра акционеров следует установить текущее количество акций, а в самой компании – цену акций и возможность их продажи. Однако, как правило, рассчитывать на «золотые горы» не приходится. Зачастую компания настолько мала, что акции не имеют спроса и стоят очень мало, а дивиденды не выплачиваются либо крайне невелики. Кроме этого акционер имеет право на дивиденды только за последние несколько лет. Если же установлено, что компания «сбежала» или была ликвидирована, на какую-то прибыль по имеющимся на руках акциям рассчитывать, к сожалению, уже поздно».
Тем не менее у хозяев акций и сертификатов компаний, сгинувших в 90‑е, остаётся ещё один шанс – обратиться в Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров (или в его региональное отделение).Эта организация была специально создана для «разгребания последствий»ваучерной приватизации. Во-первых, там помогут достоверно выяснить, существует та или иная фирма на сегодняшний день или нет, если самостоятельные поиски не дали результата. Во-вторых, фонд с момента своего основания занимается тем, что составляет реестр «растворившихся» компаний, нанёсших ущерб вкладчикам. Он опубликован на сайте фонда, включает в себя около 500 наименований и постоянно пополняется. Граждане, имеющие акции фирм, попавших в этот список, могут получить от фонда компенсацию. К слову, деньги выплачивают не только непосредственным владельцам, но и тем, к кому акции перешли по наследству. К настоящему времени эти компенсации получили уже 1,5 млн. человек. И, хотя основная «волна» получателей, по словам сотрудников фонда, уже схлынула, работа не останавливается.
«Максимально установленный размер компенсации составляет 15 тысяч рублей, а для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны – 100 тысяч рублей, –рассказывает секретарь-консультант фонда Маргарита Скуратова. –Но это, подчеркну, максимальная сумма, которая выплачивается далеко не во всех случаях.Выплата зависит от множества факторов и, кроме того, рассчитывается с учётом деноминации 1997 года. Если все вложенные средства вкладчикам возместила сама фирма, компенсация не выплачивается».