Аргументы Недели → Соцпакет № 40(382) от 17.10.2013

Как? По часам?..

, 17:01

Недавно министр финансов Антон Силуанов предложил ввести почасовую оплату труда бюджетникам с сокращённой рабочей неделей. Пока это только идея, и никаких конкретных предложений по её осуществлению у власти нет. Тем не менее в обществе возможность введения почасовой оплаты вызывает немало вопросов.

Восстановить справедливость

Озвучивая свою идею, министр финансов обратил внимание на существующую разницу между стандартной недельной продолжительностью рабочего времени у большинства россиян и у работников ряда бюджетных отраслей (в первую очередь врачей и педагогов). Понятие «полное рабочее время» включает в себя 5 рабочих дней по 8 астрономических часов – именно по такому графику трудятся россияне, получающие за свой труд оплату в размере полной ставки. Сотрудникам образовательных и медицинских учреждений дано право работать меньше (например, полная ставка педагога подразумевает 18 академических часов в неделю), а их заработная плата при этом должна быть не ниже средней по экономике – то есть такой, которую все прочие получают за 40 часов работы в неделю.

Чиновник счёл такой расклад некорректным и на этом основании предложил «подумать» о почасовой оплате труда. По его мнению, в этом случае государство не станет переплачивать незанятым сотрудникам, а выплата бюджетникам средней зарплаты по экономике обретёт справедливые основания. Кроме того, в качестве ещё одного плюса он назвал то, что переработки при почасовой системе будут гарантированно оплачиваться.

Против часовой стрелки

Несмотря на гладкость и кажущуюся логичность формулировок министра, идею встретили настороженно и в экспертном сообществе, и в профессиональной среде. Эксперты единодушны: введение почасовой оплаты труда закономерно породит «гонку за количеством» в ущерб качеству. И если уставший учитель, вынужденный брать дополнительные часы, «всего лишь» не заметит ошибку в словарном диктанте, то ошибка уставшего врача может стоить жизни пациенту.

«Понятие ставки с фиксированным количеством рабочих часов существует не зря, – рассуждает адвокат Валерий Черников. – Разное количество рабочего времени для разных профессий не взято с потолка – оно установлено в зависимости от специфики труда, его сложности. Если бюджетникам установят почасовую оплату и поставят условие, что максимальный заработок возможен только при выработке определённого количества часов, обязательно найдутся те, кто будет не в состоянии отрабатывать такое время. А значит, их зарплата неизбежно снизится».

«Если нам будут считать внеурочную занятость, тогда, может, заработки и увеличатся, – говорит А. Серебряков,учитель из Новгородской области. – Но, боюсь, как бы нас не заставили дополнительно отчитываться за каждый этот час, оформляя дополнительные бумажки. И так от бюрократии задыхаемся. А то, что работать надо много, мне и без почасовой системы очевидно…»

«Те самые 18 академических часов в неделю – это оптимальная нагрузка, которую педагог может осилить без потери качества обучения, – дополняет Анатолий Смирнов, учитель биологии одной из столичных школ. – Ведь каждый урок необходимо тщательно продумать! Кроме того, министр не учёл, что за подготовкой к занятиям и проверкой тетрадей педагоги проводят не меньше времени, чем в классе».

К мнению педагогов присоединяются и врачи, которым, по их словам, тоже приходится делать часть работы уже за пределами фиксированного рабочего времени. Так, по словам Тамары Шрубиковой, участкового терапевта из г. Калининграда, карточки пациентов нередко приходится заполнять на дому. Кроме того, львиную долю времени занимает обслуживание вызовов: здесь вообще невозможно предсказать, сколько времени придётся провести и у каждого пациента, и в дороге.

Добавим, что призыв министра «навести справедливость» продемонстрировал, что чиновник либо не знает, либо сознательно молчит о существенном обстоятельстве. Озвучивая свою идею, А. Силуанов не учёл, что педагоги и врачи, помимо уже упомянутой «внерабочей» занятости, почти никогда не работают по пресловутому «сокращённому рабочему времени». Ставки столь мизерны, что, например, учителям, чтобы набрать среднюю зарплату по экономике, приходится в любом случае работать больше. Переработки стали повседневной практикой. Если в такой ситуации ввести почасовую оплату, работать придётся ещё дольше. И именно поэтому предложение чиновника подумать о почасовой оплате выглядит исключительно как попытка сэкономить на образовании и здравоохранении.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram