В ряде субъектов РФ подходит к концу любопытный эксперимент, инициированный Институтом социальной педагогики Российской академии образования совместно с региональными властями. Представители нескольких сотен семей с детьми прошли курс в «Школе профессиональных родителей», где освоили специальность «социальный педагог семейного профиля». В этой школе всё по-настоящему: и учебные пособия, и домашние задания, и защита дипломных проектов.
«Профессиональный родитель» – явление для России не новое. В советские годы существовали так называемые родительские университеты, которые занимались примерно тем же самым. Сейчас эта практика возрождается – в новой форме, но с теми же целями: научить слушателей курсов грамотно выстраивать отношения внутри своей «ячейки общества» (с детьми, супругом, родителями). Правда, есть и отличие: сегодняшние выпускники слушают лекции и выполняют задания не только «для общего развития», как это было прежде. После выпуска они получают свидетельство государственного образца – то есть курсы, по сути, превращаются в получение полноценного второго высшего образования.
«Безусловно, институт семьи в России сейчас переживает катастрофические времена, – говорит Александр Абрамов, член-корреспондент Российской академии образования. – Поэтому появление такого проекта я могу только приветствовать».
Второй аспект работы программы – помочь проблемным семьям. В «Профессиональной школе родителей» образование получают не только мамы и папы, которые хотят лучше воспитывать собственных детей. Наряду с ними дипломные проекты готовят сотрудники социальных служб, работники медицинских учреждений, где воспитываются дети с отклонениями в развитии и даже… сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), которые осваивают тонкости работы с детьми из «групп риска». Именно такой подход выбрали в Татарстане. Там сделали акцент на работу с несовершеннолетними, которые освобождаются из мест лишения свободы. Слушателями курса стали сотрудники исправительных учреждений и представители родительского комитета одной из колоний. Любопытным путём пошли и в Краснодарском крае. Там школа открылась в одной из станиц, где расположена детская психиатрическая больница. Учиться пошли и сотрудники учреждения, и родители пациентов, и жители станицы – как выяснилось, в больнице лечится много сирот, которых здесь нередко берут в семьи. Так что полученные навыки оказались полезны абсолютно всем.
Конечная цель, которую поставили перед собой авторы проекта, весьма амбициозна: превратить родительство в уважаемую профессию и, как следствие, в оплачиваемый государством вид занятости.Таким образом, мама, которая находится дома со своими детьми, перестанет считаться безработной и при этом внесёт свою лепту в повышение семейного дохода. Относится это в первую очередь к семьям, где много детей, тем, где воспитываются дети с ограниченными возможностями, а также к приёмным и патронатным семьям. Очевидно, что для многодетных родителей или тех, кто воспитывает «особых» детей, такой подход оптимален. Впрочем, как показала практика, многие выпускники и выпускницы после овладения новой профессией решили не только применять полученные навыки в собственных семьях, но и помогать другим.
«Когда наш проект только запускался, мы всерьёз рассматривали вопрос о том, чтобы платить выпускникам деньги за работу исключительно в собственной семье. В частности, уже начали думать, где найти на это средства, – рассказывает «АН» Елена Антошко, координатор «Профессиональной школы родителей» в Республике Карелия. – Но оказалось, что подавляющее большинство наших выпускниц хотят работать в межсемейном социуме – то есть помогать другим. Например, одна из женщин «взяла шефство» над посёлком, в который недавно переехала, – консультирует семьи по самым разным вопросам. Таким образом, вопрос об индивидуальной оплате труда у нас отпал сам собой».
Дополнительный аргумент
В тех тринадцати регионах, что приняли участие в эксперименте, занятия проводились бесплатно – на то он и первый опыт. Однако в дальнейшем Институт социальной педагогики планирует обучать желающих уже исключительно за деньги. «Мы не имеем права бесплатно давать второе высшее образование, это запрещено российскими законами», – объясняют в институте. Впрочем, там не исключают возможности, что в ряде регионов и муниципалитетов финансовые обязательства возьмёт на себя местная власть. Некоторые регионы уже пошли по такому пути. Остаётся надеяться, что этому примеру последуют и остальные.