В регионах страны набирает обороты новое веяние в сфере здравоохранения, призванное по задумке российских властей облегчить доступ к медицинской помощи жителям отдалённых и малолюдных населённых пунктов, где давным-давно закрылись ФАПы и амбулатории. В российских деревнях активно идёт набор добровольцев, согласных пройти обучение и взять на себя оказание первичной медицинской помощи своим землякам. Процесс идёт довольно активно: в некоторых регионах число таких домохозяйств исчисляется уже сотнями. Чиновники от медицины не устают хвалиться достижениями в этой области, преподнося сделанное как «модернизацию» и «прогресс».
Добровольцы на старте
В федеральной программе развития здравоохранения для таких «самопальных» больниц придумали специальное название – домохозяйства первой помощи. Их организовывают там, где население на сегодняшний день составляет менее 100 человек. Главное требование к добровольцам – желание поработать на общественных началах (денег «айболитам» никто не платит). Медицинское образование не обязательно. Его призваны заменить краткосрочные курсы в центральной районной больнице, где обучают самым простым манипуляциям: накладывать повязки, останавливать кровотечения, фиксировать переломы, измерять давление – и это, по идее, почти всё. К слову, делать уколы «добровольцев» по утверждённой программе не учат. Главное, что внушают «студентам» – как можно быстрее вызывайте «скорую».
«У нас энтузиасты нашлись сами, – рассказывает Нина Павлова, заместитель главы Малопургинского района в Республике Удмуртия. – Никто никого не заставлял. Люди прошли обучение и сейчас успешно работают. Правда, бюджет района сильно ограничен - так что медикаментами и другим инструментарием мы можем обеспечить их лишь по минимуму, но экстренную помощь наши добровольцы окажут без проблем. Сейчас у нас на район более 10пунктов, впоследствии откроем ещё».
По словам Павловой, ни о какой замене полноценных больниц и фельдшерско-акушерских пунктов на домохозяйства первой помощи речи и не идёт: как было в прежние времена 30 ФАПов на территории района, так сегодня и осталось. «Доктора-добровольцы» появляются там, где доступа к медпомощи не было вообще. Так что, по её словам, эта программа деревням нужна и очень сильно помогает.
Вперёд, в «светлое прошлое»?
Тем не менее независимые эксперты с чиновниками не согласны. По их мнению, такие нововведения отбрасывают страну, как минимум, на полсотни лет назад.
«Примерно в 50-х годах прошлого столетия во Всемирной организации здравоохранения задумались о том, как остановить масштабные эпидемии в беднейших государствах Африки и немного снизить там дефицит врачей, – рассказывает Лариса Попович, директор Института развития здравоохранения. – И решили, что нужно искать наиболее толковых местных жителей и обучать их азам медпомощи на самом примитивном уровне: грубо говоря, видишь, что человек хромает, – наложи повязку и беги за белым медиком. Там даже термин специальный появился – «босоногий доктор».И сейчас у нас это возрождают. Какой же это прогресс, скажите на милость?!»
Не согласиться с экспертом трудно. По её словам, с проблемой доступности медпомощи для жителей отдалённых и маленьких населённых пунктов сегодня сталкиваются во всём мире, в том числе и в цивилизованной Европе. Но там эту проблему решают совсем по-другому – в первую очередь через развитие систем дистанционной диагностики и лечения. Сейчас медицинские технологии ушли очень далеко. В распоряжении «продвинутых» медиков, к примеру, сегодня есть специальные приборы-датчики, позволяющие дать доктору, который находится за десятки километров, полную информацию о состоянии пациента – вплоть до результатов экспресс-анализа крови. О нормальных дорогах, позволяющих быстро довезти пациента до клиники, и говорить не приходится. А в России почему-то предпочли сделать ставку на «босоногих докторов».
Как-то странно у нас понимают «модернизацию»…
Аргумент без комментариев
«Когда деревня была большая, у нас тут фельдшерско-акушерский пункт был. А сейчас осталось 26 стариков. ФАП, понятное дело, закрыли, до ближайшей больницы – 17 километров по бездорожью, – с неподражаемым «оканьем» рассказывает Светлана Гришкова, социальный работник и одновременно «доктор-доброволец» из деревни Барановка в Брянской области. – Вот я им и помогаю, когда и чем могу. Сижу с человеком, пока врач из района не приедет. А иногда бывает, что позвонят по мобильному и скажут, что «скорая» застряла в грязи. Тогда мой муж едет на тракторе вытаскивать машину…»