Аргументы Недели → Соцпакет № 39(331) от 11.10.2012

ЕГЭ для дошколёнка

Стандартизация образования добралась до детских садиков?

, 17:40

«АН» неоднократно писали о баталиях, которые то и дело разгораются вокруг разработки образовательных стандартов для начальной, средней и старшей школ. На днях «стандартная» тема получила неожиданное продолжение.

Вслед за «сводами законов» для школы могут быть разработаны и введены образовательные стандарты для дошкольных учреждений. О необходимости их создания на днях заявил министр образования и науки Дмитрий Ливанов.

Третий элемент

Как поясняют эксперты, образовательный стандарт формируется из трёх компонентов: требований к программам, требований к организации образовательного процесса и критериев оценки результатов образовательной деятельности. Первые два компонента в дошкольном образовании сегодня есть. На федеральном уровне утверждены требования к условиям пребывания детей в детских садах и яслях, а также к программам, по которым проводятся занятия. О том, как оценивать знания, полученные шестилетками в детсадах,в России пока не задумывались. Теперь, видимо, придётся: без этого стандарт не сформируешь. Таким образом, главной задачей тех, кто будет работать над стандартом, как раз и станет внедрение того самого, третьего, элемента: принципов и методов оценки знаний дошколят. Первое, что приходит в голову, – появление в садиках неких тестов, аналогов ЕГЭ и ГИА. Этот путь относительно хорошо отработан, и вполне возможно, что выберут именно его.

Подводные камни

По поводу «оценочной» компоненты у специалистов пока больше вопросов, чем ответов. В первую очередь непонятно, что именно придётся проверять.Эксперты сходятся во мнении, что самые, казалось бы, очевидные результаты – умение ребёнка писать, читать и считать – определяющими быть не должны.

«Более правильной была бы оценка общего развития ребёнка: приобрёл ли он коммуникативные и познавательные навыки, может ли участвовать в ролевых играх, общаться с другими детьми, слушаться воспитателя, – полагает Ирина Волосовец, директор Института психолого-педагогических проблем детства. – Однако разрабатывать тесты для определения таких навыков у ребёнка в юном возрасте очень непросто. В педагогике часто встречаются случаи, когда, слегка отставая на определённом этапе, дети догоняют и перегоняют своих сверстников в дальнейшем».

По мнению экспертов, обойти эту проблему сложно, но всё же возможно – к примеру, если в тестах будут учтены личностные особенности детей, а проводить их будут квалифицированные специалисты. Однако здесь сразу же встаёт второй вопрос – о том, что делать с результатами проверки. Вряд ли по её итогам детей, недобравших баллы, не пустят в первый класс. А если не обращать на эти результаты внимания – непонятно, зачем её вообще затевать.

«Оценивать образовательный уровень дошкольников имело бы смысл, если бы школа была готова работать с полученными данными, – считает ректор Московской педагогической академии дошкольного образования Николай Веракса. – Например, формировались бы отдельные классы для ребят, которым необходимо подтянуться, и для тех, кто готов быстрее двигаться вперёд. Пока такой системы нет, нет и смысла тестировать дошкольников».

Отметим, что на первый взгляд тесты могли бы быть полезны для того, чтобы оценивать качество образования в конкретном детском садике. Но тут возникает новая проблема – вероятный «конфликт интересов» между необходимостью «держать планку» и принципом инклюзивного образования (совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями), на который сейчас делается большая ставка.Если детсад собираются оценивать по результатам, которые покажут воспитанники, заведующим будет крайне невыгодно брать в группы «проблемных» детей, которые могут испортить показатели садика во время тестирования.

В целом, полагают эксперты, упорядочить законодательную базу в отношении дошкольного образования необходимо. Однако ставить жёсткие планки, как в высшем и среднем образовании, категорически нельзя. А о внедрении обязательной оценки пока и вовсе рано заговаривать.

«У нас 40% детей не ходят в детский сад, потому что там огромные очереди, – говорит Ирина Волосовец. – Государство не может обеспечить всеобщий доступ к дошкольному образованию, а значит, не может и требовать результатов этого образования. На мой взгляд, сейчас, до решения проблемы с детсадиками, нужно если и принимать стандарт, то в неполном виде, без третьей компоненты. Иначе речь идёт – ни больше ни меньше – о нарушении прав человека».

Дополнительный аргумент

Отдельный вопрос – роль будущих стандартов для ребят, которые воспитываются дома или в семейных детских садиках. Эксперты полагают, что стандарт может быть воспринят родителями таких детей как некий ориентир нормального развития ребёнка. «На этот «маячок» может равняться мама, которая занимается домашним воспитанием, или педагог семейного детского садика, – полагает Юлия Власова, заместитель директора по научной работе Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования. – С помощью стандарта они смогут понять, в правильном ли направлении движутся».

«Сегодня мы идём по американскому пути: в США семейные детсады и ребята, которых воспитывают сами родители, находятся за пределами контроля образовательных органов, – добавляет Н. Веракса. –Возможно, это не совсем верно. Сейчас есть научные данные, гласящие, что дети, которые воспитываются в группах и под присмотром профессиональных педагогов, развиваются быстрее, чем те, кого воспитывают исключительно дома. Так что, возможно, стоило бы сделать ставку не на критерии оценки, а на обязательное обучение родителей и воспитателей семейных детсадов».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram