Министерство образования всё-таки утвердило новые стандарты образования для старшей школы. Ученики 10–11-х классов получат возможность выбирать, на каких предметах сконцентрировать своё внимание, а от каких отказаться вообще. Идею тратить учебные часы с большей пользой для будущей специализации одобряют большинство экспертов. Однако практическая реализация этой идеи в условиях современной школы пока кажется невероятной.
Первая попытка
Принять образовательные стандарты, основанные на принципе выборности предметов, чиновники предлагали ещё в 2011 году. В первом проекте документа предлагалось оставить обязательными для изучения лишь три предмета – ОБЖ, физкультуру и современную историю (предмет предлагали переименовать в – «Россия в мире»). Также школьники должны были выполнить некий индивидуальный проект. Предполагалось, что в остальном расписание ученик сформирует сам, выбрав ещё семь предметов – не более двух из каждой области наук.
И эксперты, и общественность тогда признали проект крайне неудачным. По словам эксперта Всероссийского фонда образования Олега Сергеева, предложенная система одновременно не позволяла ни получить фундаментальных знаний по всему спектру наук, как это было раньше, ни толком углубиться в изучение одной из научных областей. В педагогической среде поднялась волна возмущений, и проект отправили на доработку – итоги которой собственно мы сейчас и видим.
Главное отличие нынешнего стандарта от «версии №1» – расширение списка обязательных предметов. К индивидуальному проекту и прежним трём дисциплинам добавили математику, а также русский язык с литературой (объединённые в один предмет). Их можно изучать как на базовом, так и на углублённом уровне. Ключевая идея – выборность предметов – осталась прежней. Все остальные дисциплины делятся на шесть групп: «Филология и иностранный язык» (русский язык и литература, родной (нерусский) язык и литература, иностранный язык и второй иностранный язык), «Общественные науки» («Россия в мире», история, география, экономика, право), «Математика и информатика» (математика, информатика), «Естественные науки» (естествознание, физика, химия, биология). Ученик обязан выбрать по одной дисциплине из каждой группы. Таким образом, по мысли чиновников, будет обеспечена широта кругозора. В интересующей отрасли можно выбрать два и более предметов.
«Здравое зерно в этой системе есть. Считается, что к окончанию девятого класса ребёнок набирает базовый уровень знаний по всем областям, который соответствует понятию «общее развитие», – рассуждает Григорий Канторович, проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по довузовской подготовке. – В принципе вполне логично дать возможность ребёнку тратить время в 10–11-м классе в большей степени именно на то, что ему пригодится в дальнейшей жизни».
Счастье не для всех
По словам Канторовича, такой подход актуален для одарённых детей, рано ощутивших свои математические или гуманитарные способности. Эти дети уже сейчас негласно учатся по такой системе: на непрофильные предметы закрывают глаза, а за дополнительными знаниями ходят на курсы при вузах. Новая система поможет им готовиться к институту без дополнительных финансовых затрат и не выходя из школы. А вот как быть «середнячкам», которые к окончанию 9-го класса не определились с выбором жизненного пути?
«Проблема в том, что у нас в школе совершенно не развита система профориентации, – говорит учитель истории и обществознания, сопредседатель профсоюза «Учитель» Андрей Демидов. – Попытки определить, к каким сферам науки у ребят есть способности, сегодня отдана на откуп школьным психологам и классным руководителям. Они с этой задачей практически не справляются. А если ребёнок зачастую даже в конце 11-го класса не знает точно, кем хочет быть, как мы можем требовать от него определиться уже в конце 9-го?»
Есть опасения и по поводу того, что выбор направления будет диктоваться отнюдь не склонностями ученика, а тем, как в той или иной школе преподаются конкретные предметы. Как справедливо отмечает А. Демидов, уровень преподавания различных предметов в одной школе может сильно различаться. Поэтому может случиться так, что прирождённые «технари» будут выбирать гуманитарные предметы, потому что школьный математик работает спустя рукава.
Учитесь рефлексировать
По мнению экспертов, главная беда новых стандартов – в том, что они не дают чётких критериев оценки качества образования. «Документ не показывает, что должно остаться в голове одиннадцатиклассника. И кому предъявлять претензии, если там – пустота», – говорит председатель Общества потребителей образовательных услуг Виктор Панин. – Вместо механизмов проверки качества образования в документе лишь неясные даже специалистам туманные формулировки».
Туманность формулировок видна, что называется, невооружённым глазом. Конечная цель обучения, по мысли чиновников, – «владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своих знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения». Интересно, сами авторы понимают, что они хотели сказать?
«Получается, можно собраться ученикам с учителем, поговорить, порефлексировать и разойтись, – иронизирует Виктор Панин. – А что делать с теми школами, в которых процент двоечников по ЕГЭ зашкаливает (таких по России уже 30%), так и остаётся непонятным. Подумаешь, двойки! Зато рефлексировать у ребят получается».
В полной мере образовательные стандарты будут введены только через 8 лет, в 2020 году. Думается, к тому времени на все поставленные вопросы будут даны адекватные ответы. Главное – чтобы не ценой судеб тысяч учеников, которые уже в будущем году попадут под экспериментальную обкатку программы…
Денежный аргумент
Новые образовательные стандарты – вещь не только спорная, но и очень затратная. Под новую систему нет ни учебников, ни образовательных программ. Обязанность составлять последние ляжет на плечи каждого образовательного учреждения.
«Если завуч с директором не справятся с составлением учебных планов, нужно будет заказывать их у методистов. А это деньги, и немалые, – полагает Григорий Канторович. – Кроме того, образовательный стандарт требует предоставлять школьникам по выбору и дополнительные предметы – например, дизайн, психологию, искусствоведение. Где брать специалистов? На какие деньги расширять штат? И что делать, если всего два школьника выберут, к примеру, химию? Так что здесь пока больше вопросов, чем ответов».