Аргументы Недели → Соцпакет № 20(312) от 31.05.2012

Удвоение усилий: будет ли толк?

Эксперты «АН» – о разделении Министерства здравоохранения и социального развития

, 18:47

С оглашением нового состава российского правительства ушло в историю одно из самых одиозных ведомств – Министерство здравоохранения и социального развития. Управление социальной сферой вернулось к той же схеме, что существовала 8 лет назад, до момента создания ведомства Зурабова – Голиковой. Организованы две министерские «команды», одна из которых будет заботиться о здоровье нации, а вторая – решать проблемы занятости населения и социального обеспечения. Вылечит ли такая мера многострадальную российскую «социалку»?

Евгений ГОНТМАХЕР, доктор экономических наук, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений:

– Когда в 2004 году ведомства объединялись, авторы этого проекта исходили из идеи, что здравоохранение и прочая «социалка» (в частности, трудовая сфера) – вещи очень близкие. Поэтому и решили, что управлять ими вполне возможно из одной точки. Как сейчас понятно, расчёт оказался неверным. Уже очень скоро выяснилось, что новое ведомство по большей части сосредоточилось на здравоохранении и «пенсионных» вопросах: эти проблемы – всегда на виду, волнуют население и требуют постоянного внимания. А другие, не менее важные дела, которыми раньше занималось Министерство труда и социальной защиты, оказались, что называется, в загоне. В первую очередь речь идёт о политике в отношении рынка труда. Там по определению нельзя, как в том же здравоохранении, заниматься исключительно поиском бюджетных средств и их дальнейшей раздачей. В этой сфере нужен стратегический подход. Я надеюсь, что возрождение отдельной структуры эту проблему решит. Во всяком случае, хуже уж точно не будет.

Александр САВЕРСКИЙ, руководитель Лиги пациентов:

– Появление отдельного Министерства здравоохранения могу только приветствовать. Ведомство, которое одновременно занималось и трудом, и здоровьем граждан, и прочими социальными вопросами, себя явно не оправдало. Подтвердить это можно хотя бы тем, что за 8 лет существования Минздравсоцразвития число граждан, недовольных системой здравоохранения, выросло с 62 до 91% населения страны.

Огромный плюс разделения вижу в том, что у нового министра здравоохранения есть возможность сосредоточиться на вопросах, которые ей понятны (назначенная на пост Вероника Скворцова – профессиональный врач. – Прим. «АН»), не отвлекаясь ни на что другое. И эта возможность, на мой взгляд, даёт существенный шанс на решение многих проблем.

Александр ШАТИЛОВ, заместитель директора центра политической конъюнктуры:

– «Большое» Министерство здравоохранения и социального развития создавалось в момент, когда экономическая ситуация в стране была довольно благополучной. Поэтому власти сочли возможной реализацию широкой социальной программы (вспомним хотя бы знаменитые нацпроекты). Для того чтобы централизованно решать масштабные организационные задачи, понадобился единый центр. Им и стало новое «суперведомство». Однако сейчас ситуация, на мой взгляд, существенно поменялась. Например, в том же здравоохранении, на мой взгляд, государство готово пойти на жёсткие и непопулярные меры – например, постепенное увеличение доли платных услуг. Осуществлять такие шаги от имени министерства со словом «социальный» в названии, согласитесь, как-то неловко. Так что, по моему мнению, Министерство труда и социального развития будет по мере возможности заниматься реализацией социальных обязательств, а новый Минздрав, вполне вероятно, «зашагает» по пути жёстких и несимпатичных народу решений.

Оксана СИНЯВСКАЯ, заместитель директора Независимого института социальных исследований:

– На мой взгляд, автономно действующее Министерство труда способно помочь в решении ряда насущных проблем. Например, сбалансировать ситуацию с управлением сферой трудовых отношений. Сегодня большинство соответствующих полномочий переброшено на регионы, а контроль федерального ведомства, на мой взгляд, здесь необходим.

Тем не менее сейчас очень сложно точно сказать, насколько эффективным окажется этот шаг. Безусловно, появление отдельных министерств труда и здравоохранения – движение в сторону общемировой практики. Но успех зависит не от количества ведомств, а от того, насколько эффективными окажутся руководители, которые их возглавят.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram