Президент РФ Дм. Медведев подписал закон, который впервые вводит в Трудовой кодекс понятие «профессиональный риск». «АН» попытались разобраться в том, как нововведение повлияет на условия труда.
Как подчеркивают эксперты, понятие «профессиональный риск» не имеет ничего общего с привычной для россиян «вредностью». «Вредность» заметна, что называется, здесь и сейчас: это повышенный уровень шума на рабочем месте, загазованность, высокая температура в помещении и т.д. Профессиональный риск, в свою очередь, расценивается как опасный фактор отложенного действия. Он не ухудшает самочувствие в данный момент, но может внезапно проявиться или существенно повлиять на здоровье работника в будущем. Например, основанием для высокого уровня профессионального риска может стать проходящая под офисным зданием ветка метрополитена: периодическую вибрацию здания привыкшие сотрудники могут и не замечать, хотя шанс через некоторое время заработать целый «букет» заболеваний достаточно высок. Сюда же относятся и «эмоциональные» факторы – в частности, высокая ответственность за принятие решений. Методика определения уровня риска приведена в Руководстве по оценке профессионального риска для здоровья работников. Документ был подготовлен Роспотребнадзором в 2004 году.
Учитывать опасные факторы такого рода при аттестации рабочих мест и назначать сотрудникам соответствующие ежемесячные надбавки (по тому же принципу, что и за вредные условия труда) работодатели должны были и раньше. Правда, компенсации почти никто не платил. Проверяющих волновали в первую очередь выплаты по «вредности», а на отсутствие компенсаций по профессиональному риску зачастую никто не обращал внимания. Появление нового понятия «профессиональный риск» в Трудовом кодексе полезно прежде всего тем, что отныне за соблюдением этих правил будут следить гораздо пристальнее. Кроме того, как пояснил «АН» представитель профсоюзов в Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Игорь Ковальчук, в российском законодательстве впервые закреплена система управления рисками. Появилась связь между желанием работодателя минимизировать риски и возможностью получать за это преференции от государства – например, снижение налоговых ставок по выплатам в Фонд социального страхования или получение специальных субсидий из бюджета на улучшение условий труда. Законодатели надеются, что благодаря этому ситуация с охраной труда на предприятиях и в учреждениях изменится в лучшую сторону. Впрочем, такого мнения придерживаются не все.
«До 2010 года компенсационные выплаты, связанные с «вредностью» и профессиональными рисками, не облагались налогом, – говорит Сергей Храмов, руководитель Федерального координационного совета профсоюзов СОЦПРОФ. – В 2010-м эту льготу отменили. Поэтому сейчас введение контроля за выплатой компенсаций по рискам не будет иметь реального положительного эффекта. Все произойдет с точностью до наоборот: работодатели начнут массово «резать» оклады, чтобы не увеличивать расходы на оплату труда. Поэтому для работников появление новой строчки в Трудовом кодексе не имеет особого смысла».