Минздравсоцразвития готовит пакет документов, направленных на изменение условий труда. Безопасность на производстве в последние годы стала болевой точкой для страны. По данным Росстата, почти 30% работников сейчас трудятся в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам. И эта цифра растет год от года. Причем Фонд социального страхования тратит порядка 0,3% ВВП в год (счет идет на сотни миллиардов!) на выплаты сотрудникам, пострадавшим на производстве. Однако пакет реформ, предложенных Минздравсоцразвития, профсоюзы встретили в штыки. Они убеждены: попытки навести порядок на рабочих местах могут обернуться для миллионов сотрудников потерями льгот и надбавок.
Необходимость реформ в сфере охраны труда назрела давно: большинство документов, по которым живет сейчас производственная сфера, принимались еще в Советском Союзе в 1970–80 годах и с тех пор не пересматривались. Нормативы как небо и земля отличаются от европейских, что создает для России сложности при вступлении в ВТО. И это, увы, не единственная проблема. «Аттестация рабочих мест проводится. Но никто не заботится о том, чтобы выявленные нарушения были устранены, – говорит Владимир Кукарин, главный технический инспектор Челябинского горно-металлургического профсоюза. – Самое суровое наказание для работодателя, не устранившего нарушение, – штраф».
Менять ситуацию чиновники планируют с помощью проверенного метода кнута и пряника. С одной стороны, компании, создающие сотрудникам достойные условия труда, могут рассчитывать на ощутимые скидки на страховой тариф. Чем выше безопасность и комфорт рабочего места, тем больше скидка. С другой стороны, Минздрав хочет увеличить в 5 раз штрафные санкции для работодателей, не заботящихся о безопасности рабочих мест, ввести уголовное преследование за инвалидность и гибель на производстве «двух и более человек». Кроме того, планируется начислять надбавки к страховому тарифу для тех предприятий, где несчастные случаи не редкость.
«В теории это выглядит довольно заманчиво. Один раз вложиться и обустроить толком рабочее место, а потом несколько лет получать скидку. На практике все это может оказаться пустым пшиком, – полагает главный инженер одного из столичных предприятий Сергей Васильев. – Во-первых, непонятно, о скидке какой величины идет речь и сколько бумажек нужно собрать, чтобы ее получить. Может быть, овчинка выделки не стоит. Во-вторых (и это наиболее вероятный вариант развития событий), предприятия, вместо того чтобы вкладываться в обустройство рабочих мест, начнут банально давать взятку аттестационной комиссии и за счет этого получать скидку».
Работники опять крайние
Непосредственно работодателя касается только часть готовящихся документов, остальные увеличивают ответственность сотрудников. По данным ведомства, как минимум треть несчастных случаев на производстве связаны с тем, что сам работник не надел средства индивидуальной защиты, пренебрег инструкциями или, чего греха таить, попросту явился в цех пьяным. А раз виноват работник – пусть работник и отвечает.
«Согласно существующим нормативным актам, на предприятиях, где численность сотрудников превышает 10 человек, должна создаваться Комиссия по охране труда. Она производит разбор каждого инцидента. Если доказана вина сотрудника, работодатель не возмещает ему вред, причиненный его здоровью (то есть гражданин лечится сам). Более того, на этого работягу может быть возложено дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения, – рассказывает председатель объединения профсоюзов России «Соцпроф» Сергей Вострецов. –
А Минздравсоцразвития предлагает еще и третий вид наказания – отчисления в Фонд социального страхования. Это приведет к тому, что работник будет всеми силами скрывать полученные травмы. Таким образом, данная инициатива направлена не на искоренение травматизма, а на улучшение статистики».
Такую меру в самом Министерстве называют непопулярной, но необходимой. А в профсоюзах – просто несправедливой. Нередко случается, что нарушить технику безопасности или пренебречь инструкциями работника толкает само предприятие. Это показывает опыт расследования подобных дел. Причины могут быть разными: неудобное устройство рабочего места, эффект неожиданности (кто-то или что-то отвлекло, заставило на мгновение потерять внимание). На многих предприятиях оклад составляет только 40% зарплаты, остальное – надбавка за перевыполненный план. В спешке люди забывают о безопасности.
Следить за работником и писать ему такую инструкции, чтобы ее не хотелось нарушать, – задача и обязанность работодателя. Предположим, инцидент произошел по вине пьяного. А кто его в состоянии опьянения допустил до рабочего места? Вина работодателя очевидна. И все же Минздрав в таких случаях считает нужным наказывать именно работника. «Это не только несправедливо, но и, честно говоря, нежизненно. Если травмы нетяжелые, расследование обычно проводится внутри предприятия. Комиссия состоит из главного инженера, инженера по технике безопасности и кадровика, – рассказывает Сергей Васильев. – Как вы думаете, насколько объективно такое расследование? Напишет ли главный инженер, возглавляющий комиссию, донос сам на себя – мол, я, дурак, недосмотрел? Обычно такие вопросы решались полюбовно. Работник получал компенсацию, аварию списывали на человеческий фактор. А как быть сейчас, когда вмешивается третья сторона – страховой фонд?»
До свидания, льготы!
Поправки сулят трудящимся и другие беды. Часть людей, работающих на вредных производствах, могут лишиться льгот. Министерство готовит новые нормативы, существенно понижающие критерии оценки при аттестации рабочих мест. Это напрямую повлияет на классификацию труда. «По новым критериям вредный класс 3.1 может быть заменен на допустимый второй класс. На практике это означает потерю целого ряда льгот – прежде всего дополнительного оплачиваемого отпуска (а также надбавки в 4% к зарплате, сокращенной рабочей недели, увеличения пенсионного возраста), – рассказывает Владимир Кукарин. – Выходит, условия труда не улучшаются, производство более безопасным не становится – меняются только критерии! За что такие поблажки работодателям? Не получилось протащить закон о шестидневной рабочей неделе – так с другого конца решили зайти!»
«К этому стоит прибавить, что работодатель получит возможность избавляться от работников, получивших профзаболевания. Схема очень простая: на очередном профосмотре будет выявлено неудовлетворительное состояние здоровья работника. И его отстранят. При этом он не получит никаких компенсаций, а работодатель, вместо того чтобы улучшать условия труда, примет на место уволенного нового человека, который также будет гробить свое здоровье, – считает Сергей Вострецов. – Поэтому последствия для страны будут катастрофические: рост числа профзаболеваний и, как следствие, рост смертности. Зато работодатели станут экономить средства на профилактике профзаболеваний и охране труда».
Горно-металлургический союз начал сбор подписей под обращением к президенту Дм. Медведеву с просьбой остановить принятие нормативных документов, которые должны поступить в правительство уже в ближайшие недели.