Аргументы Недели → Соцпакет № 18(208) от 12.05.2010

Дайте книжке развернуться!

Федеральным библиотекам негде хранить свои уникальные фонды

, 18:39

Сегодня в библиотеках страны хранятся десятки миллионов книг. Львиная доля литературы приходится на фонды крупных библиотек федерального подчинения. Однако их посетителям, нашедшим в каталоге нужное издание, нередко приходится слышать: «Извините, книга не может быть выдана». Это означает, что изданию не хватило места на полке библиотечного хранилища.

Дефицит площадей для хранения литературы – самая серьезная на сегодняшний день проблема больших библиотек. Практически все действующие хранилища появились еще в советские времена. Например, Российская государственная библиотека (бывшая «Ленинка») последнее новое книгохранилище в Химках получила в конце 1970-х годов. Между тем, как рассказала заместитель директора библиотеки Нина Хахалева, ежегодно в РГБ поступает 350 тыс. новых книг.

Чтобы освободить место для свежей литературы, старую приходится штабелировать – на время связывать в огромные стопки, тем самым лишая читателей доступа к ней. Такую операцию приходится регулярно проделывать то с одной, то с другой частью фонда.

От нехватки места для книг уже давно страдает и Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ). Ее читателям в течение семи лет были недоступны 2 млн. экземпляров уникальной литературы. Все это время книги в мешках лежали в подвале одного из подмосковных пансионатов. Сейчас библиотеке наконец удалось арендовать здание в пос. Пирогово Мытищинского района.

Книги, переехавшие в Пирогово, заняли место на полках в просторном, отремонтированном, приспособленном для хранилища помещении. Это скорее исключение, чем правило. В хранилищах многих библиотек не соблюдаются нормы по температурному режиму, влажности, условиям хранения (они, к примеру, предусматривают, что на книги не должны попадать прямые солнечные лучи).

Хранилища либо уже давно не ремонтировались и находятся в ужасном состоянии, либо расположены в помещениях, в которых книги чувствуют себя, мягко говоря, не слишком комфортно. Например, дирекции ГПНТБ сегодня приходится арендовать для хранения большой части книг подвалы в жилых домах. Они мало подходят для размещения литературы, а библиотекарей с их «грузом» могут выгнать оттуда в любой момент. Так, например, случилось в столице с помещением на ул. Славянской. Хранилище оттуда выселили, отдав подвал под банковский офис.

Сейчас в распоряжении ГПНТБ – несколько подвалов в старых хрущевках. «Жителям такое соседство не по нраву, – говорит Галина Евстигнеева, заместитель директора ГПНТБ по библиотечно-информационным ресурсам. – Не исключено, что скоро нас оттуда выгонят и мы опять начнем возить по городу мешки с книгами, не зная, куда их пристроить».

По словам библиотекарей, выходом из сложной ситуации мог бы стать массовый перевод литературы в электронный формат. Это не только решит проблему хранения, но и откроет читателям доступ к старым изданиям, которые не выдаются на руки из-за ветхости или большой ценности. Однако реализовать этот план не дает дефицит средств. Работа с одной книгой обходится в среднем в 3 тыс. рублей. Для библиотек это непосильные расходы.

«Мы осуществляем оцифровку исключительно благодаря энтузиазму наших сотрудников, – рассказывает Тамара Маркарова, директор Научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского. – Ни дополнительных кадров, ни дополнительных средств на это нам никто не дает. Приходится искать деньги в собственном скудном бюджете».

Оцифровку книг в библиотеках останавливает и нынешнее законодательство об авторском праве. Для того чтобы перевести издание в электронный вид, руководство библиотеки должно заключать прямой договор с обладателем авторских прав (за исключением случаев, когда с момента смерти автора прошло 70 лет). По словам Рамазана Колоева, директора Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Минобрнауки, сегодня этот фактор препятствует переводу в электронный формат не меньше, чем нехватка финансов. «Ленинке», например, для оцифровки всех новых поступлений нужно заключать десятки тысяч договоров в год.

В декабре 2009 г. руководство РГБ обратилось в Госдуму с открытым письмом, в котором было предложено наделить библиотеки правом оцифровывать книги без договора через два года после выхода их в свет. Обращение наделало много шума. С протестом против этой инициативы выступили руководители всех крупнейших творческих союзов России. Они заявили, что такая мера приведет к расцвету незаконной торговли интеллектуальной собственностью. Перечить «творцам» Госдума не стала. Библиотекари остались ни с чем.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram