В 2009-2010 г. региональные власти существенно сократили финансирование бюджетных учреждений, назвав этот процесс красивой фразой «оптимизация социальных расходов».
Партия сказала «надо»
Идею спасать местные бюджеты за счет социалки регионам подкинуло Министерство финансов в июле прошлого года. На совещании, где обсуждались проблемы формирования региональных бюджетов на следующий год, в итоговом документе так и записали: «провести инвентаризацию и оптимизацию публичных и социально обусловленных расходов, не расширять их перечень в 2010 году».
Губернаторы и главы муниципалитетов «взяли под козырек» и принялись за дело с небывалым рвением. Так, в Якутии в январе под предлогом оптимизации чуть не расформировали Высшую школу музыки (ВШМ) - уникальное учебное заведение, где обучение ведется одновременно по программам начального, среднего и высшего музыкального образования. Почти 300 учащихся решили распределить по другим музыкальным школам и училищам. А на месте ВШМ возвести коттеджный поселок. Школу удалось отстоять только благодаря личному вмешательству заместителя председателя регионального правительства.
Яркий пример оптимизации демонстрирует г. Качканар Свердловской области. Там существенно урезали финансирование системы образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. Например, бюджет Качканарской центральной городской больницы в 2010 г. срезали на 29 млн. руб., почти на 25% (!). Есть планы примерно в три раза снизить зарплаты сотрудникам системы ЖКХ. По бюджетным учреждениям прокатилась волна сокращений. Лишились работы даже сотрудники детских садов. Это там, где и без того дефицит кадров. Кроме того, садики перешли с 12-часового режима работы на 10-часовой. Указание забирать детей раньше обычного вызвало недовольство родителей и их работодателей.
«Сокращение графика проводилось не спонтанно! - парирует Елена Утягулова, заместитель главы г. Качканара по социальным вопросам. - Во-первых, с этим предложением выступили сами заведующие детских садов. Во-вторых, мы провели исследование и выяснили, в какой именно час большинство родителей забирают детей из садика. И пришли к выводу, что сокращение времени работы не сыграет отрицательной роли. Наконец, во всей Свердловской области детсады давно работают по 10 часов в день».
Как объяснил в интервью «АН» глава Качканарской городской думы Геннадий Русских, болезненной оптимизации можно было бы избежать, если бы не грабительская налоговая система. По его словам, до вступления в силу Закона №131‑ФЗ «О местном самоуправлении», в котором прописан действующий сегодня механизм распределения налоговых доходов, Качканарский городской округ считался богатым. Сейчас оказался дотационным: из каждого рубля взимаемых налогов в городском бюджете оседает максимум 12 копеек. Остальное уходит в федеральную и региональную казну. «Мы не жадничаем - мы всего лишь стараемся жить по средствам», - заключает Русских.
Врач на такси
Совсем худо пришлось жителям Прилузского сельского района в Республике Коми. Там с 1 января 2010 г. сократили такую штатную единицу, как второй водитель «скорой помощи» при амбулатории. Этот сотрудник раньше дежурил в амбулатории ночами и при необходимости возил фельдшера в отдаленные от центральной усадьбы села. Теперь врач в темное время добирается до больных пешком либо на такси за счет пациента. Воспользоваться «скорой» разрешено только при необходимости госпитализации в ближайшую городскую больницу. Поэтому ее единственный водитель должен находиться в любое время суток в «боевой готовности».
Эти проблемы возникли в конце 2009 г., когда у муниципальных властей забрали обязательства по частичному финансированию фонда оплаты труда работников здравоохранения. Теперь зарплата медикам и обслуживающему персоналу полностью идет из Фонда обязательного медицинского страхования. Как рассказала глава Прилузского сельского поселения Наталья Жук, там деньги считают очень тщательно.
«По нормативам ФОМС, на сельский округ с населением в 3,5 тысячи жителей, как у нас, положен один водитель «скорой», - говорит Жук. - То, что между деревнями огромные расстояния, в центре не учитывают».
Позитивный аргумент
Иногда при проведении оптимизации регионы ограничиваются временными мерами. В Тольятти с 1 января 2010 г. были отменены три вида городских пособий: компенсации студентам на проезд в общественном транспорте, пособия студенческим семьям, имеющим детей, и компенсации на питание детям-инвалидам. Вводя временные меры, власти пообещали позже вернуть пособия. И сдержали обещание: с 1 марта выплаты возобновлены в полном объеме.
Коммуникативная проблема?
«Беда в том, что регионы превратно поняли слово «оптимизация», - комментирует ситуацию Ирина Соболева, эксперт-аналитик Института управления социальными процессами Высшей школы экономики. - Процесс подразумевает не сокращение бюджетных трат, а их разумное перераспределение. Но власти пошли по первому, более легкому, пути».
По словам Соболевой, оптимизацию нужно проводить не только на региональном, но и на федеральном уровне. Так, эффективной мерой могло бы стать перераспределение субсидий на борьбу с безработицей, которые регионы получают из центра. Эти субсидии предоставляются на условиях софинансирования: чем больше денег дадут местные власти, тем больше добавят федералы.
В результате складывается странная ситуация. Богатые субъекты, где уровень безработицы и так невысок, получают гораздо больше, чем те, кто действительно нуждается в средствах. Например, Тюмень, где безработица составляет всего 5%, получила в 2009 г. 324 млн. руб., а Республика Алтай с показателем безработицы в 12% - 115 млн. рублей. Кстати, тратить полученные средства на другие социальные программы регионам запрещено.
«Грамотное перераспределение этих денег помогло бы и эффективнее бороться с безработицей, и найти деньги на другие социальные меры, - говорит Соболева. - Именно такие действия и называются истинной оптимизацией. Сокращение трат на социальную сферу недопустимо, тем более в кризис».
Жаль, что наши чиновники этого не понимают...