Кен ХЕНСЛИ, бывший клавишник, гитарист, вокалист и автор самых узнаваемых песен британской группы URIAH HEEP, 26 марта выступит на сцене Государственного Кремлёвского дворца. Ожидается не просто концерт: «золотые вещи» «Юрайя Хип» – «Free Me», «July Morning», «The Wizard»,»Lady In Black», «Rain» будут исполнены им в сопровождении симфонического оркестра.
Группа Uriah Heep, названная по имени отрицательного персонажа одного из романов Чарльза Диккенса, в своё время была так же популярна среди отечественных меломанов, как «Дип Пёрпл» и «Лед Зеппелин». Чем брали, если у них не было ни лужёной глотки Яна Гиллана, ни гитарных риффов Джимми Пейджа? Очевидно, чем-то своим: например, простотой мелодий – их песни играли на танцах все школьные вокально-инструментальные ансамбли страны. А ещё красивыми аранжировками, лиричностью, ну и внешним видом – уж больно модно они были одеты, а какой длины у них были волосы... И самым длинноволосым (а заодно и длинноносым) был как раз Кен Хенсли, который, как выяснилось, во многом и делал музыку этой группы узнаваемой.
Он, гитарист и пианист-самоучка, сын морского офицера, выросший в многодетной семье со строгими правилами, начал играть с «хипами» с 1969 года. Десять последующих лет стали временем мировой славы, успешных гастролей, отличных пластинок, больших денег, нескончаемого веселья с друзьями и длинноногими подругами. Так выглядела жизнь Uriah Heep со стороны. А изнутри дела в группе были не так хороши. Пятеро молодых парней со своими характерами, особенностями, разной степенью одарённости, воспитания и силы воли, со внезапно свалившимся откуда-то богатством были вынуждены не только проводить месяцы бок о бок, но и постоянно выдавать продукцию не хуже прежней. Хиты в основном писал Хенсли, он приносил мелодию, основную идею, чтобы в результате коллективных усилий она превращалась в то, что мы до сих пор слышим на их пластинках. Эти идеи возникали, казалось бы, из ниоткуда: он скучал в студии звукозаписи, пока остальные перекусывали в соседнем баре, за окном лил дождь – вот вам песня «Rain». Ждал до утра, пока после концерта погрузят аппаратуру в трейлер, – и сочинил «July Morning». Увидел из окна, как по улице идёт темноволосая девушка, – написал «Lady In Blacк». Пока все остальные горели желанием творить, такой метод срабатывал, но к концу десятилетия, по словам Хенсли, группа начала саморазрушаться.
Наркотиками в коллективе баловались все, но басист Гари Тэйн к 27 годам превратился в неизлечимого героинового наркомана и в итоге покончил с собой. Певец Дэвид Байрон, как невесело шутят музыканты-профессионалы, определяя степень алкоголизации коллег, пил не после, не до, а вместо концерта: он не просто забывал слова, а вообще не мог говорить и стоять на сцене. Остальные проводили с ним беседы, предупреждали, ставили условия, но становилось только хуже. Не желая больше позориться, Хенсли уходит из группы. Возможно, это решение было принято тоже не на трезвую голову: сам музыкант в то время был с кокаином на «ты» и ему, наверное, казалось, что всю работу делает он, а остальные – просто некий балласт. Однако вскоре выяснилось, что и с новой группой всё не так легко и просто, звукозаписывающие студии не горят желанием подписывать справедливые контракты, и оказывается, старые товарищи подбрасывали не такие уж и тупые идеи (правда, повторить успех «золотого состава» оставшимся членам группы так никогда и не удалось). Но – назад ничего не вернуть, и Кен Хенсли, безуспешно пытавшийся сделать сольную карьеру и одновременно избавиться от наркотической зависимости, уезжает в США. Там он больше десяти лет работает совсем не в творческой организации, 12 лет уходит на полную очистку организма и сознания от допинга, там он находит жену и постепенно возвращается к своему любимому занятию – сочинению и выпуску музыки. Сначала работает сессионным музыкантом (Хенсли привлекали – не поверите – даже такие группы, как Cinderella и W.A.S.P.), а потом приходят и сольные записи и концерты. В Штатах Хенсли живёт 20 лет, потом приезжает домой в Англию, но после юга США погода на родине теперь кажется невозможной, и теперь его дом – в испанской деревушке на краю пустыни. Кроме жены на его ферме живут собаки, кошки, кролики, куры, коровы, лошадь и приёмный цыганёнок-сын.
В Россию Кен Хенсли впервые приехал в 2002 году и был приятно удивлён тем, как тут знают и любят его песни. Спустя два года он вернулся сюда записывать альбом, потом были ещё концерты, а в 2014 году случился настоящий тур по 23 городам страны. Кен объясняет свою популярность тем, что мелодичный рок пользуется успехом во всём мире, и наша страна – не исключение. Я решил проверить его гастрольный график на ближайшие месяцы – и точно: по концерту в Италии, Москве, Питере, Великобритании, Испании.
Конечно, в его программе есть новые, недавно сочинённые вещи, но именно классику «Юрайя Хип» ждут везде и все. На этот раз экс-«хип», следуя модной тенденции, привлечёт к работе классических музыкантов: «Теперь многие рокеры любят выступать в сопровождении симфонического оркестра. Лично я считаю, что это удачный опыт: струнная группа оркестра вносит своё лирическое начало в рок-музыку, россиянам это понравится».
В интервью и на пресс-конференциях Кена Хенсли обычно спрашивают о том, что вот раньше была рок-музыка, а теперь что? Или про его любимый орган «Хаммонд». Или про «ваши творческие планы»... А я бы спросил, как ему удалось сохранить все свои волосы в целости и сохранности, причём с минимумом седины? Это родительские гены, нестервозная жена, отсутствие детей, благость, исходящая от испанских коров, кроликов и прочей живности с фермы? Всё-таки 70 годков как-никак. Но я боюсь, что он снова начнёт рассказывать про мелодический рок. Музыканты – они такие, музыканты.