Его карьера уникальна. В 90-е Андрей ДЕРЖАВИН собирал стадионы, а альбомы с его хитами расходились по стране миллионными тиражами. Интересные штрихи добавила его работа в группе «Машина времени». Сейчас Державина считают одним из сильнейших авторов музыки для кино. А его талант признают не только российские, но и западные коллеги по цеху. Чьё покровительство помогло ему выйти на такой профессиональный уровень, он признался музыкальному критику «АН» Алексии Мелевской.
Осторожно – аферисты!
– Андрей, хотелось бы обсудить скандальную историю, которая недавно произошла. Некое концертное агентство сразу в нескольких российских городах пыталось сделать кассу на вашем имени и продавало билеты на несуществующие концерты.
– В последние годы я действительно часто выступаю со своей сольной программой. Подобный инцидент уже не первый. В апреле этого года в Санкт-Петербурге висели афиши с моим именем. Тогда я успел извиниться перед зрителями на своей официальной странице в социальной сети, а сегодня я признателен, что могу это сделать благодаря вашему изданию. О предстоящем мошенничестве узнал от своих поклонников, за что им большое спасибо! Пока мне известны два города, в которых по такой схеме планировали обокрасть зрителя. Это Казань и Екатеринбург. Аферисты, которые выдавали себя за моих представителей и пытались заработать денег на моих концертах, мне не знакомы. Хорошо, что удалось пресечь эту аферу на начальном этапе. Особо хочу обратить внимание на то, что любую информацию о моих сольных выступлениях можно уточнить, связавшись с концертным директором через мой официальный сайт www.derzhavin.info.
– В опасное время живём. Кстати, а в 90-х, когда вы работали в группе «Сталкер», а ваши коллеги по шоу-бизнесу «чесали» по стране в несколько составов, у вас не было двойников?
– Нет. Разве что был ещё один коллектив, который тоже назывался «Сталкер». Но они играли рок-музыку. В середине 90‑х мы познакомились, и ребята рассказали нам много курьёзных случаев, когда зритель путал коллективы и шёл к ним на концерт, чтобы послушать наши песни.
– Ваши хиты до сих пор звучат на радиостанциях, их цитируют кавээнщики, поют в караоке…
– Именно поэтому я решил выпустить альбом из своих лучших песен. Он выйдет в конце года на CD и виниле. В альбом войдут «Песня про брата», «Чужая свадьба», «Журавли», «Не плачь, Алиса» и другие хиты. Кроме этого продолжаю работу над альбомом из своего ранее не изданного музыкального материала. Надеюсь выпустить в будущем году. Возможно, он будет неожиданным для моих поклонников. Ведь это треки, в которых я реализовывал свои музыкальные эксперименты, новый опыт, новое звучание. Некоторые из них уже использовались мной при написании музыки к фильмам, а песня «Эти реки никуда не текут» звучит в альбоме «Машины времени» 2004 года.
– У вас обширный опыт написания песен. Помимо хитов для известных артистов, музыки для кино вы написали саундтрек для легендарного мультфильма «Ну, погоди!».
– Это был мой первый опыт работы в мультипликации, но он оказался для меня чрезвычайно интересным! Прежде всего тем, что я познакомился с замечательными людьми – Алексеем Котёночкиным и Александром Курляндским. Скажу по секрету: сочинять музыку к мультфильмам – дело непростое, но очень увлекательное. Впервые в жизни своими глазами увидел, как вручную, кадр за кадром, несколько месяцев художники рисуют будущий 10–13-минутный мультфильм. Оживить в кадре персонаж очень непросто, особенно так, чтобы это понравилось детям. Дети, в отличие от взрослых, всегда чувствуют фальшь и наигранность. Так что, работая в этой сфере, нужно в душе быть немного ребёнком.
О детях и детстве
– Кстати, о детях… Слышала, что, несмотря на юный возраст, ваша дочь уже рисует детские книги. Кто её «спродюсировал»?
– Пока про продюсирование рано говорить – Анечке девять лет. Она занимается в художественной школе. У неё необычный взгляд на вещи. В своих рисунках она создаёт целые миры, в которых живут выдуманные ею персонажи. И пишет к ним рассказы. В итоге получаются маленькие книжки, которые мне очень интересно читать. Пока они читаются только в нашей семье. Но мне кажется, если дочь не станет художницей, она обязательно станет писателем.
– Ваш сын тоже занимается творчеством?
– Влад музыкант, полиинструменталист. Ему 28 лет. Музыкальные способности у него мы обнаружили очень рано. Отдали в музыкальную школу. Думаю, она была ему ненавистна, как и мне в детстве. Но я опытом и усердием брал, а он на таланте проскакивал. (Улыбается.) Потом у него появилась группа. Она называлась «Stinkie». Играли они громко и нагло, чем очень нравились мне и моим друзьям. В более зрелом возрасте Влад собрал друзей-музыкантов в проект «IThinkSo». Сочиняет очень интересную альтернативную музыку, чем-то похожую на позднее творчество группы «Radiohead» и Тома Йорка. Недавно он приложил руку к одной из моих песен. Честно говоря, я был приятно удивлён. Единственное, что меня расстраивает в творческих исканиях сына, это его скромность. Мне кажется, он мог бы работать сольно. Конечно, у него хороший коллектив, и они сообща делают интересный материал с использованием уникальных музыкальных инструментов, которые собирают по всему миру. Это настоящий андеграунд. На их выступления обычно приходят слушатели, которые хорошо разбираются в музыке или ищут в ней для себя что-то новое. Но, несмотря на это, я считаю, что если бы сын создал сольный проект, он смог в большей степени реализовывать свой творческий потенциал. Когда-то я тоже отбросил скромность и ушёл в сольное творчество. И об этом не жалею. Но в любом случае то, чем они занимаются, заслуживает уважения! И для меня как для музыканта было бы большим удовольствием сделать с ними совместный трек или поучаствовать в продюсировании музыкального материала их группы.
Друзья и коллеги
– В последнее время я слышу много хвалебных комментариев со стороны серьёзных музыкантов по поводу вашей музыки. Говорят, что среди поклонников вашего таланта есть и западные знаменитости. К примеру, что вы сотрудничали с группой «Eleven» – Natasha Shneider (её больше нет с нами), Alain Johannes, Jack Irons.
– Мне кажется, вы преувеличиваете. С Наташей и Аланом мы подружились благодаря Жене Маргулису. Он написал в гостевой книге сайта «Eleven», что два их фаната из России тоже знают ноты, мечтают о встрече и, кстати, скоро летят в США. Каково же было наше удивление, когда во время гастролей в Лос-Анджелесе они нам перезвонили и пригласили в гости в свою знаменитую студию. В ту самую, где они творили, продюсируя многих мировых звёзд, таких как: ChrisCornell, «NoDoubt», «QueensoftheStoneAge» и других. Для нас это было настоящим потрясением. А насчёт сотрудничества – слишком громко сказано. Просто однажды я попросил Алана записать партию гитары в одну из своих композиций. Никто в мире не играет так, как он.
– Среди ваших близких друзей был и Игорь Тальков. Поддерживаете ли вы отношения с его семьёй?
– С Игорем мы познакомились благодаря Ольге Борисовне Молчановой и её программе «Шире круг», ведущим которой я был в начале 90-х. Мы подружились, ходили друг к другу в гости. До сих пор храню о нашей дружбе самые тёплые воспоминания. Игорь действительно неповторимый, яркий и талантливый. К сожалению, так рано и трагически ушедший…
– Говорят, что он был очень сложным человеком и всю жизнь окружал себя какими-то трагическими вещами.
– Не было на нём никакого трагического отпечатка. Это всё потом придумали. Игорь любил пошутить, у него было прекрасное чувство юмора. Что же касается его характера, то на наших отношениях это негативно никогда не отражалось. Он был человек со стержнем. Ненавидел лизоблюдство и «пену». Никогда не шёл на компромисс с собственной совестью. Мог в лоб сказать человеку всё, что о нём думает. Но он со сцены никогда никого не оскорблял. Его песни и стихи будут любимы ещё не одним поколением.
– Его сын сегодня тоже поёт песни. Как вам творчество Игоря Талькова-младшего?
– Мне кажется, он занимается делом. А что из этого получится – покажет время. Насколько мне известно, ведёт он себя достойно. Не плетёт интриги и не идёт на поводу форматов в угоду массмедиа и публики. А это уже заслуживает уважения.
Делай своё дело
– Не обращали внимания на то, что сегодня артисты перестали быть культовыми? Слава обесценивается. А они из небожителей превращаются в «медийных персонажей» – в шутов, которые скачут с быками, танцуют на коньках, выкладывают в Интернет домашнее порно.
– Не в моих правилах обсуждать коллег. Каждый вправе выбирать, чем ему заниматься. Безусловно, многое из того, что сегодня считается рейтинговым, ещё недавно было допустимо лишь в новогоднем капустнике. Вот вы бы могли себе представить Анну Герман, пытающуюся перекричать кого-нибудь в скандальном ток-шоу? Или, к примеру, Пола Маккартни под куполом цирка? У меня не получается. Но не могу согласиться и с утверждением, что публика перестала уважать всех артистов. Настоящим артистам, у которых есть внутренний стержень, всегда сопутствует уважение. Те же, кого называют «медийными персонажами», вынуждены постоянно искать способы напоминать о себе. Поэтому им не важен антураж. Полагаю, что всё это от тщеславия либо от недостаточной самореализации. Ведь если тебе действительно нравится реализовывать себя не на сцене, а в чём-то другом – может, это и есть твоё настоящее призвание?
– Творческий кризис никто не отменял. Вам подобное явление знакомо? Как часто «лечите» себя алкоголем?
– Для меня самый действенный способ – смена обстановки. Алкоголем себя никогда не «лечил». Но выпить в хорошей компании, под закусочку, за интересной дружеской беседой – что может быть лучше! Однако стараюсь этим не злоупотреблять и тем более не использую в качестве допинга.
– Социальными явлениями в стране интересуетесь?
– Мне кажется, что даже творческому человеку от этого дистанцироваться невозможно. Но я принял решение не говорить сегодня публично на эти темы. Общество возбуждено. Вокруг много агрессии, и контролировать её становится всё сложнее. Не хочу раскачивать ситуацию. Считаю, если хочешь быть полезным своей стране – начни с себя, делай честно своё дело!