Когда на пике славы она ушла из успешного коллектива в сольное плавание – коллеги не пророчили ей ничего позитивного. Однако она доказала: и один в поле – воин. Сейчас Сати КАЗАНОВА вновь оказалась у черты. И ей предстоят сложные решения и поступки. Почему она отказалась быть марионеткой в шоу-индустрии и какова цена её свободы, она призналась музыкальному критику Алексии Мелевской и «Аргументам неделi».
- Сати, в последнее время в вашей творческой деятельности штиль практически отсутствует… Вы пробуете себя в джазовом жанре, демонстрируете свою артистичную гибкость в проекте Первого канала «Один в один».
– А недавно я ещё и фонд помощи молодым талантам «Культура и жизнь» основала. (Улыбается.) Хочу быть полезной своей стране и обществу. Весной планирую реализовать ещё один важный для меня проект – запустить ежегодный музыкальный фестиваль «ЭтноStyle». Изначально планировала его проведение этой осенью. Но из-за бюрократии и некоторых не совсем сознательных граждан его проведение пришлось перенести. Главная цель фестиваля – не только возродить этническое творчество, но и адаптировать его, дать в современном прочтении. В общем, хочу объединить прошлое с сегодняшним днём. У нас же многонациональная страна с действительно богатым культурным наследием, а мы его так разбазариваем. Очень хочу привлечь к этому мероприятию молодёжь. А то мы уж слишком прозападными становимся. Честно говоря, я вообще считаю, что «американизация» – достаточно серьёзная проблема. Люди, в том числе и творческие, теряют свою индивидуальность. Если говорить о музыке, то здесь у нас вообще абсолютно разные задачи. Американская система звучания направлена на то, чтобы был «саунд» и он «качал»… У нас ментальность совсем другая. Важны какие-то история, послание. Там это не нужно. Поэтому у них такие тупые слова в текстах. В принципе каждый жанр имеет право на существование. И, как говорил Конфуций, – пусть цветут все цветы. Но допускать, чтобы их культура поглотила в итоге нашу, тоже нельзя.
– А вы считаете, что этого ещё не произошло?
– Пока нет. Но лично меня пугают масштабы и конвейерность. Люди перестали быть индивидуальными. Сегодня все видят только оболочку – хорошую фигуру, дорогую сумку. Но за всем этим стоит его обладатель – личность. И когда мы это видим, нет надобности что-то доказывать, идя к пластическому хирургу или опустошая дорогие бутики. Я работаю над собой. Поэтому сегодня я уже не тот человек, которым была раньше.
– Смена приоритетов – штука опасная. Не из-за них ли вы решись окончательно расстаться с пока ещё вашим продюсером Игорем Матвиенко?
– Если честно, я сейчас отчаянно борюсь с системой и её влиянием на меня. Но это никак не связанно с Игорем Матвиенко. Мой контракт как сольной исполнительницы с его продюсерским центром действительно заканчивается. И мы решили, что продлевать его не будем. Хочу попробовать в дальнейшем продвигать себя самостоятельно. Каждый имеет право быть особенным, индивидуальным. Для творческой единицы очень важно осознавать, что он не один из тех, кто стоит на конвейерном потоке.
– Выжить без полноценного менеджмента сегодня нереально. Не страшно остаться без надёжного тыла и продюсера?
– А вы знаете, в чём отличие храброго человека от трусливого? Трусливый боится и не делает, а храбрый боится и делает. Вот и я боюсь и делаю. Сегодня мне терять нечего. Ведь то, что я могу потерять, для меня менее ценно, нежели то, что я могу приобрести. Одиннадцать лет я трудилась под началом продюсера. Но я везучая. Ведь такие продюсеры, как Игорь Матвиенко, – большая редкость. Он один из немногих порядочных, этичных, талантливых продюсеров в нашей стране. Поэтому выбор у меня невелик – оставаться с ним либо продюсировать себя самой. Опять же мне никто не запрещает позднее вернуться к Матвиенко. Но сейчас мне нужен новый опыт. Так что это «побег» во благо… За новыми яркими красками.
– А кому достанется музыкальный материал, который вы поёте?
– Музыкальный материал, который выкупала я, – останется у меня. Он был в управлении у продюсерского центра. Но права на него принадлежат мне. Так что это всего лишь процесс развода, а не войны. У нас останутся тёплые дружеские отношения.
– Говорят, что дружба в шоу-бизнесе – миф.
– Найти единомышленника действительно не просто. А дружба именно на этом строится. У меня в шоу-бизнесе их не так много. Я бы даже сказала, что их практически нет.
– С чем это связано?
– Просто я очень меняюсь. Кардинально иду в другую сторону. В сторону большего духовного просвещения и роста, а не материальной стороны жизни. Но это субстанции, которые не взвесишь, не продашь и не купишь. А многие сегодня на этом буквально зациклены. Они покупают себе новую яхту или дорогое платье и ждут, что эти вещи сделают их счастливыми. Но этого не происходит! Потому что гармонию нужно искать не в чём-то или ком-то, а в себе.
– Одиночество не душит?
– Нет. У меня всё в балансе. Одиночеством страдают только люди, которые боятся оставаться наедине с собой.
– Прежде чем стать знаменитой, вам пришлось пройти множество кастингов. Как удалось не сломаться после отказов и неудач?
– Как такового рецепта нет. Это был непростой период. Сегодня я уже многое поняла и приняла. Тогда хотела взять Москву нахрапом. Я везде мыкалась, всюду ходила, пытаясь куда-нибудь устроиться. Однажды даже достала номер ныне покойного Юрия Айзеншписа. Позвонила ему и говорю: «Здравствуйте, я талантливая, молодая, красивая. Вы должны меня послушать». И вы знаете, он меня пригласил. После прослушивания сказал, правда: «Ну, будут деньги – заходи». Пробовалась на кастинге в мюзикл Филиппа Киркорова «Чикаго». Но там мне сказали, что я слишком молодо выгляжу, а им это не подходит. Переживала. Ведь амбиции зашкаливали. А что делать с этими эмоциями, я не понимала. Была резкой, а иногда даже агрессивной. Иногда вспоминаю себя прежнюю и удивляюсь, как я могла такой быть. Но, видимо, всему своё время. Тогда я ещё не умела слышать себя и правильно ставить цель. Сегодня я постоянно себя развиваю – хожу на различные семинары, много читаю, общаюсь с духовно богатыми людьми.
– Сильные женщины, как вы, меня восхищают. Но вас наверняка боятся мужчины?
– Спасибо за комплимент! На самом деле сила и мудрость есть в каждом. Просто не у всех есть ответственность. Поэтому им проще строить из себя слабаков и дураков. Кстати, если бы вы не обладали этими качествами, то вряд ли бы их заметили во мне или в ком-то другом и ими восхитились. Вы бы, как слабаки, осуждали и завидовали. Зависть, это ведь тоже форма восхищения – только в искажённом варианте. Что же касается мужчин, то в большинстве случаев они действительно меня боятся. Порой даже не могут объяснить причину своего бегства. Тихо и по-английски «сливаются». А это, кстати, малодушие и трусость! Мне с такими не по пути.