Аргументы Недели → Шоу-бизнес № 42(334) от 01.11.2012

Курс на потомков

, 21:19

У Юрия КОСТИНА много профессиональных регалий. Писатель. Пионер радиобизнеса. Общественный деятель. Президент крупнейшего холдинга, в состав которого входят такие радиостанции, как «Авторадио», «Юмор FM», Радио Romantika, Радио ENERGY. В общем, человек он успешный и интересный. Поэтому в преддверии одного из проектов «Авторадио» – «Дискотека 80-х» – музыкальный критик Алексия Мелевская встретилась с ним и пооткровенничала о закулисье шоу-индустрии и политики.

- Юрий Алексеевич, давайте начнём с важного для вашего радиохолдинга мероприятия – «Дискотеки 80-х». Каждый год вы тратите на него существенные материальные средства и реализуете достаточно смелые идеи, как, к примеру, применение в концертной программе 3D-формата. Окупаются ли подобные инновации и сколько стоит такой праздник?

– Это дорогой праздник. Но и самый лучший способ продвижения имиджа нашей команды. «Дискотека 80-х» с точки зрения продаж билетов – один из самых успешных концертных проектов России. В этом году реализуем новые технологические идеи. Описать то, что будет происходить 24 ноября на сцене «Олимпийского», я не берусь. Пусть будут сюрпризы. Элементы 3D там тоже будут, но не на этом строится концепция шоу.

– Будете удивлять зрителя креативом или только составом участников?

– Состав – важный элемент «Дискотеки «Авторадио» в 2012 году. Но и сценография будет на уровне лучших мировых фестивалей.

– Чем в этот раз руководствовались при подборе артистов на «Дискотеку 80-х»?

– Идеей воссоздать на сцене «Олимпийского» типичный сборник на кассете или катушке. Поэтому у нас «Бони М» соседствует с Никольским, «Парк Горького» – с Сабриной, «Зодиак» – с Вячеславом Бутусовым, «Рики э Повери» – с Гариком Сукачёвым. Такой микс нашей юности. Плюс хотели удивить и порадовать публику разнообразием. Мы любим публику, а себя уважаем.

– Много лет ваши радиостанции занимают лидирующие позиции на рынке. Это чисто коммерческий успех или холдинг грамотно взаимодействует с властью и её структурами?

– А какая связь между коммуникациями с властью и успехом? Это коммерческий успех гиперэффективной команды. Творчество, помноженное на внутреннюю дисциплину народа и желание красиво побеждать.

– Признайтесь, заманить Владимира Путина на «Авторадио» было сложно?

– Мы его не заманивали. Он сам пришёл. Ему понравился наш проект. Считаю, что из всех случаев его неформального общения с людьми и неформального появления на телеэкране в разных ипостасях этот эпизод – Путин, пьющий чай у костра и поющий песни с Митяевым, «Мурзилками», Uma2rmaH и Верой Брежневой – самый удачный и естественный. Во время этой встречи он был прекрасен. Говорил правду. Был доброжелателен и убедителен. Это был сильный момент.

– Вы работали со многими знаменитостями. В том числе и мирового уровня. У кого райдер сложнее – у артистов или всё-таки у политиков?

– Насчёт политиков не знаю. У Путина райдера никакого не было. Пил вместе с нами со всеми чай без сахара. Сидел на бревне в куртке «Авторадио»... А райдер артистов – это нормальная часть жизни. Существуют ненормальные звёзды с запросами богов. Но с такими мы не пересекались.

– Есть ли на волнах ВКПМ политическая реклама? Насколько политизированы радиостанции, есть ли у них какая-то позиция в этом вопросе или каждый может свободно высказывать свою точку зрения?

– Мы размещали политическую рекламу во время выборов. Обязаны по закону. Да и экстрадоходы не помешают любой компании. У нас радиостанции вне политики. Иногда я напрягаюсь, если, скажем, на «Юмор FM» что-то пограничное выдаст Михаил Задорнов, ведущий у нас авторскую передачу. Или кто-то в авторской программе на «Авторадио» выскажется в «опасном» ключе о власти. Но не потому, что я против плюрализма. Я отвечаю за большой коллектив. И не уверен, что в кабинетах чиновников не найдётся желающий выслужиться ретивый товарищ, который захочет помешать нам спокойно жить и работать. Тем более у нас музыкальные станции, и вдвойне обидно страдать от чьей-то глупости. Другое дело, что бояться нам нечего. Таких, как мы, надо беречь и поддерживать. И если не все ещё это понимают, то это не наша вина. Суть философии нашей компании – социальная ответственность и здоровый патриотизм. Это не конъюнктура, а наш принцип. Мы так живём.

– Музыкальные предпочтения у радиослушателей существенно меняются. Как думаете, с чем это связано и что аудитория хочет сегодня слушать на радио?

– Аудитория сегодня, как и вчера, хочет слушать популярную отечественную и зарубежную музыку. Всё остальное в нишах. Ничего не меняется. Но, поскольку стареет население, ностальгические мелодии также в чести.

– Сейчас многие медиаструктуры делают ставку на Интернет. Как скоро между Интернетом и эфирным радиовещанием появится серьёзная конкуренция?

– Никогда. Это синергия.

– В сегодняшних реалиях возможно создать радио с нуля? Какой для этого понадобится бюджет?

– Купить в Москве лежачий проект можно миллионов за триста. Это я в рублях. А потратить на него можно сколько угодно денег. Вопрос в том, кому нужна новая станция. Что это должен быть за проект, чтобы его стало слушать достаточно много народу? Иначе к тебе не потекут рекламные деньги. Это должна быть гениальная идея. Сейчас ниш свободных нет. Плюс нужна федеральная сеть. С сетью даже станция-одиночка может быть коммерчески состоятельна.

– Некоторое время назад вы приняли достаточно непростое решение. Закрыли «Радио Алла» и распрощались с его художественным руководителем Аллой Борисовной. Не жалеете, что «развелись» с Пугачёвой?

– Я ни о чём не жалею. Мне нравятся равноправные взаимоотношения. С точки зрения бизнеса «Радио Алла» был вполне перспективный продукт.

– Помимо радиосферы вы достаточно успешно реализуете себя в качестве писателя. Нет амбиций номинироваться на Букеровскую премию?

– У меня есть задумка написать несколько новых романов. Я их даже начал уже писать. Но моя работа меня поглотила. На неё уходит всё вдохновение. Есть ещё такое чувство, что мне сейчас трудно конкурировать с десятками авторов, кому улыбается писательское счастье. Да и нет пока того издательства или того агента, кому я был бы снова интересен. А без их энергии мне сейчас трудно чего-то добиться в литературе, когда есть такое повседневное занятие, как руководство группой радиостанций.

– Выбирая идею для романа, вы делаете ставку на модность темы?

– Идеи романов подсказывают воображение и какие-то ситуации, в которых мы оказываемся. Иногда мне бывает обидно, что под рукой нет компьютера или нет времени зафиксировать идею, удачное и новое умозаключение. Проходит минута, и ты уже всё забываешь. Потом почти никогда это не возвращается к тебе. Не упустить такие подарки – важное качество. Когда я писал роман «Немец», то частенько вскакивал ночью, чтобы записать мысли и образы, изменить сюжетные линии...

– Вы являетесь интеллектуальной элитой нашей страны. И у вас есть возможность воспитывать аудиторию через свои книги, радио. На чём основывается ваш воспитательный процесс и какое культурное послание вам бы хотелось оставить для потомков?

– Интеллектуальная элита страны? Это сильно сказано. Оставим эту характеристику без комментариев. Я никого не собираюсь воспитывать. Но частицу добра оставить в этом мире желал бы. Мы не совершенны. Но людям необходимо работать над собой. В романе «Русский» речь идёт о надвигающейся на мир глобальной катастрофе. По замыслу, предотвратить её, отвести беду от всех нас невозможно с помощью технологий и мощи всех государств на планете, вместе взятых. Избежать исчезновения человечество может, только изменившись, осознав наконец, что миссия человека в этом мире в первую очередь имеет духовный характер. А у нас на всех уровнях уже общечеловеческие ценности ушли на дальние планы. Это нехорошо. За последние десятилетия не было ни одной справедливой войны, если войны вообще могут быть справедливыми. За последнее время я почти не видел фильмов, после которых засыпаешь спокойным детским сном. Ложь, насилие, зло вошли в нашу жизнь и там прочно обосновались. Делегация «Авторадио» посещает ежегодно Беслан. Мы уже восьмой год ездим туда – установили памятник в память о жертвах теракта, общаемся с жителями, последние годы организуем благотворительные концерты. В этом году никто из федеральных чиновников не приехал в Беслан. У такой трагедии не может быть срока давности. И это наша общая боль и ответственность. Бесланский ад сентября 2004 года – это не отдельно взятое событие. Это, увы, результат чьей-то безответственности, чьего-то преступления, безразличия, бездуховности обществ. Всё в этом мире взаимосвязано, и вполне вероятно, что каждый поступок, каждое слово и мысли фиксируются наподобие глобального интеллектуального сервера. Кто знает...

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram