Таких, как он, в нашей шоу-индустрии единицы. Яркий, харизматичный, интеллигентный, с четкой позицией по отношению к профессии. Алексей КОРТНЕВ не строит иллюзий и по поводу государственной политики в стране. Не боится говорить о коррупции. И вообще редкий для сегодняшнего дня собеседник – искренний, прямолинейный. Настоящий. Мы встретились с ним и поговорили по душам…
- Алексей, в последнее время вы нечастый гость на вручении различных музыкальных
премий…
– Этим премиям цена – копейка. Сегодня меня больше интересует внимание коллег по театру, кино, нежели внимание музыкальных каналов. Я делаю то, что люблю. Сейчас у меня очень насыщенный рабочий процесс. Записываю с группой «Несчастный случай» очередной альбом «Тоннель в конце света». В октябре планируем презентовать его публике. По мере готовности материала будем выкладывать его у себя на сайте. Потому что издание альбома на пластмассовом носителе – дело хорошее, но сегодня уже не обязательное. Это всего лишь фиксация труда. Помимо этого занимаюсь переводом мюзикла «Зорро». В Театре оперетты сейчас репетируется опера Жака Оффенбаха «Орфей в аду», к которой я написал новое либретто. С замиранием сердца жду премьеры. Думаю, в опереточном мире будет большой скандал. Но мы с коллегами на это идем смело. Реакция публики – вот что интересно. Я уже вырос из того возраста, когда амбиции тешат продажными номинациями.
– Насколько я понимаю, вы избирательны не только в творческом процессе, но и в самом репертуаре. Говорят, отказались петь песни Аллы Пугачевой и участвовать в ее концерте…
– Это правда. Но потом меня уговорили. Затащили на радиохолдинг, который поддерживал этот «процесс». Со мной встретился его президент Юра Костин. И сказал: «Ты чего, дурак?» Мы с ним старые товарищи. Долго работали вместе. В общем, он смог меня убедить, что не нужно вставать в позу гордеца и противопоставлять себя целому холдингу. Поэтому мы записали пугачевскую песню «Эй, вы там, наверху». В общем-то сделали это с большим удовольствием. И потом надо сказать, что у Аллы Борисовны репертуар по качеству совершенно гениальный.
– Тогда почему изначально отказывались?
– Неинтересно было. Будь моя воля, я бы этим и не занимался. Есть другие дела. На это пришлось выделять время, которого было жалко. Песня получилась хорошей. Другое дело, мы вряд ли ее когда-нибудь будем петь. Один раз сыграли, попрыгали по сцене и забыли. А хочется делать песни, которые будут «эксплуатироваться» долго.
– В общем, медиаструктура взяла вас в заложники. Кстати, говорят, что после хамской ситуации со стороны Первого канала и руководства «Золотого граммофона» в отношении Наташи Сенчуковой ваши коллеги по шоу-бизнесу всерьез вознамерились создать профсоюз. Сможет ли он защитить творческих работников от произвола медиаструктур?
– Сочувствую Наташе, так как понимаю, что именно там произошло. Некоторое время назад я имел опыт работы на «Русском радио». Мы с Валдисом Пельшем вместе придумали программу «Золотой граммофон» и делали ее три года. Поэтому я прекрасно понимаю, насколько коррумпирована данная история. Точно так же, как всякие премии типа «Овация» и прочие. Их просто продают! Я не знаю, продается ли «Золотой граммофон» сейчас, но в те времена, когда мы там работали, деньги в конвертах кочевали на станции непрерывно. Сможет ли бороться с этим профсоюз? Должно пройти какое-то количество времени, чтобы он набрал серьезную силу. Если профсоюз действует у шахтеров и металлургов, почему бы не начать работать ему и в шоу-бизнесе? Думаю, это абсолютно правильная идея. И этим, конечно, нужно заниматься.
Творческий народ плохо организован, и объединить его в какую-то компанию сложнее, чем работников завода. Опять-таки я сегодня далек от шоу-бизнеса как такового. У «Несчастного случая» много гастролей, делаем новую программу, но для нас это хобби. Ну, может, чуть больше. Хотя, хочу обратить внимание, если ко мне придут люди с каким-то подобным письмом о создании профсоюза, которое нужно подписать, – подпишу незамедлительно.
– Некоторое время назад в прессе писали про ваш конфликт с Валдисом Пельшем…
– Давайте сразу – ничего подобного не было. Уход Валдиса из группы всегда рассматривался как академический отпуск. Решение было принято совместно, без скандала. В то время он работал в программе «Угадай мелодию», и ему было неудобно сотрудничать с нами в полноценном режиме. Да и никто из нас не хотел, чтобы искажался имидж группы. Кстати, Валдис по-прежнему играет с нами все большие концерты. Презентация нового альбома «Несчастного случая» тоже не будет исключением.
– Вы наверняка в курсе ситуации, которая произошла с Юрием Шевчуком на встрече с Владимиром Путиным. Когда он задал премьеру несколько «неудобных» вопросов про демократию, свободу в России…
– Да. Но судить об этом могу только по публикациям в прессе и видео в Интернете. Конечно, ответное поведение по отношению к артисту было не вполне корректно. Просто тому, видимо, больше нечего было ответить Шевчуку. И заявление Путина, что марши несогласных разгоняют с очевидной жестокостью только потому, что они мешают людям проходить по тротуарам... Разгоняют потому, что они протестуют против власти. Мне кажется, это очевидно. Конечно, Юрий Юлианович – большой молодец. Я не очень люблю его песни, но гражданская позиция Шевчука мне симпатична.
– Не нравится музыкальная гармония?
– Музыкальная гармония очень хорошая. А вот тексты корявые. Безграмотный язык. Грамматические ошибки.
– Среди коллег есть те, чье творчество вам близко?
– Андрюша Макаревич, Максим Леонидов, Земфира. Из активно развивающихся очень люблю группу «Ундервунд», «Ногу свело», «Кирпичи». Народу, который хорошо пишет, много. И, слава богу, меньше не становится. Так что назло скептикам рок-н-ролл жив по-прежнему. Попсу не слушаю. Но считаю, что и там есть замечательные вещи. Нравится, как пишет Константин Меладзе. И практически все его проекты, включая Верку Сердючку, получаются очень яркими и не пошлыми. Пошлость меня вообще очень бесит. Много ее как-то стало. Причем не только в шоу-бизнесе. Но и в обычной жизни.
– Может, причина в неправильной социальной политике?
– Я не являюсь экспертом в области социологии и политики. Но кое-какие мысли на этот счет, конечно, имеются. Безусловно, у нас много проблем. Но мне кажется, одна из наиболее острых – разделение населения на бедных и богатых. И растущее обнищание бедных слоев. Я, честно говоря, совершенно не представляю, как люди выживают в подобных условиях. Не хочу испытать это на своей шкуре. Но то, что нас окружает миллион людей, находящихся за чертой бедности, – это факт. А еще меня угнетает то, что по-прежнему ни я, ни мои товарищи, среди которых умные и образованные люди, ни верят ни единому слову чиновников. Включая президента и премьер-министра. Думаю, примерно так к этому относятся 90 процентов населения нашей страны. Поэтому ни черта в ней исправить и не удается. Так, наверное, будет долгие годы.
– А как же социальная реклама?
– Это, несомненно, нужно делать. Хотя иногда подобная реклама похожа на очередное осваивание государственного бюджета. Невнятные рекламные щиты, акции. Невольно возникает вопрос – для чего вы это делаете? Если только для галочки, тогда потратьте деньги на тех, кто действительно в них нуждается!