Аргументы Недели → Шоу-бизнес № 14(152) от 09.04.2009

Это была самодеятельность!

, 18:31

На музыке стали делать деньги

В.М.: Константин, ты шел своим путем, но через много лет оказался в той же точке, правда, с более высоким качеством...

К.Н.: Нет, я оказался совсем в другой точке. Если имеется в виду популярность. Я ведь не «хожу в телевизор». Но много выступаю. Мне это нравится. Во всех городах, где работал в последнее время, собирались полные залы. Это была моя публика.

В.М.: Раскрутка новых имен напоминает мне шампанское. В бутылку с помощью какой-то «химии» напускают газов. Шум, брызги... И ничего.

К.Н.: Зато появились «химики»... Из хорошей фигни начали делать деньги, а их хочется все больше. А каким способом? Побольше выдать «расфуфу». Но артисты разные бывают - ты сам знаешь, ктото занимается этим и не только ради денег.

Ю.В.: Песнеписание - это творчество, но оно же и стало одной из первых мультимедийных проб.

К.Н.: Свои ранние произведения я записал на компакткассетах. У меня и в мыслях не было их распространять. У населения были еще катушечные магнитофоны. Своего «Музыканта» вообще «писал на корочку» в армии, не имея ни инструмента, ни бумаги, ни карандаша.

В.М.: Говорят, что народами движет война. А вот нашей попрокмузыкой какие силы движут?

К.Н.: Для меня это любовь. Я сейчас не про женщин. Ну, нравится мне играть на гитаре. Буду это делать постоянно, потому что делаю с удовольствием. У меня руки чешутся, если 2 часа нет под рукой гитары.

Тусовки потеряли изысканность

В.М.: Нынешняя команда попсовых звезд постоянно тусуется на телевидении. Но те же битлы, роллинги тоже пересекались на тусовках...

К.Н.: Это разные тусовки. Они именно общались и даже договаривались, кто первым будет выпускать свой сингл. Да, и у нас когда-то на уровне было. В кафе «Молодежное» по вторникам собирались, конкурсы устраивали. Потом спорили. Все изысканно было.

В.М.: Наши тусовки были своего рода творческой лабораторией.

К.Н.: Юный Стас Намин тоже там свои идеи вынашивал.

В.М.: Кстати, тебе в «Цветах» много давали сольно петь?

К.Н.: А мне так сказали: «Кость, неудобно говорить, но у тебя связки басовые - ты никогда не будешь петь». Я говорю: «Расслабьтесь, я и не собираюсь петь. У меня инструмент поет».

В.М.: Но я же помню халтуру, которую вы выдавали в знаменитой университетской столовой №8. Еще в кафе «Б‑16» на 16-м этаже общежития МГУ. Какие там феерические концерты тире танцы проходили...

Ю.В.: Там иностранцы жили, место было довольно распущенное.

К.Н.: При нас там жизнь кипела. Танцы были просто сумасшедшие, девки до потолка прыгали. А ноги как задирали...

Сказочные герои с обложек

 В.М.: Костя, ты со стороны следил за тем, чем живут другие ВИА. Что-то было интересное?

К.Н.: Во мне всегда сидела авторская фигня. Поэтому было непонятно: почему ребята, которые сочиняли потрясающие песни, вдруг раз и ушли петь песни советских композиторов? Про себя решил, что делать этого никогда не буду.

В.М.: Я объясню. Представь: «Веселые ребята», гастроли в Болгарии, сцена, настоящая аппаратура, гитары... В общем, ушли в работу.

К.Н.: А ктото уезжал в Америку в погоне за музыкальными сказками. По-моему, все это неправильно, братцы.

Ю.В.: Лично я не жалею. Съездил, все сам увидел, и этот «волдырь» для меня пропал.

В.М.: Ты его вскрывал или он сам рассосался?

Ю.В.: Рассосался. Я же видел этих сказочных героев на обложке, а что за ней было - неясно. Когда пообтерся, оказалось, что совсем это не сказка. Хотелось доказать, что и мы не лыком шиты. Здесь самовыразиться не давали.

К.Н.: Я не пытался что-то доказывать. Занимался тем, что нравилось мне. Специально задницу не рвал, потихоньку все случилось. Зато мои тексты и теперь мне нравятся.

В.М.: А меня всю жизнь вело. Я не был «витязем на распутье». Когда чувствовал, что мне туда, - сразу шел.

В.М.: А вот интересно. Поработав в «Цветах», ты деньги потом музыкантским трудом зарабатывал? Халтур хватало?

К.Н.: Только музыкой.

В.М.: А где служил? В Москонцерте или Росконцерте?

К.Н.: Не Рос и не Мос, а обычные филармонии. В ансамбль «Фестиваль» Белгородской филармонии меня Максим Дунаевский пригласил. Сами ребята родом из Полтавы были, веселые такие, симпатичные, с усами, салом, горилкой. Хорошее время было. Гастролировали много. Я на концертах песни свои пел.

В.М.: А гитары у вас электрические были?

К.Н.: Электрические, электрические. С роком там было все в порядке. Они же классную музыку к фильмам записывали. «Мушкетеры», «Ах, водевиль!», «Мэри Поппинс». Очень классно играли.

В.М.: После гарных хлопцев ты работал с «Воскресениями»? Они же собирались, расходились. Снова собирались... Репертуар как выстраивали? Трудно было две партии писать?

К.Н.: Не трудно. У Леши Романова был уже готовый репертуар и у меня. Получилось так, что они в этом коллективе совпали.

В.М.: Не пробовали, как Леннон с Маккартни вместе сочинять?

К.Н.: У нас не было такой задачи. Просто соотнесли репертуары. Сделали все без клавиш. В итоге получилась такая самодеятельная гитарная фигня, но очень душевная. От этой душевности мы такой кайф ловили!

Практика и тренировка

 В.М.: Мы с Юрой всем музыкантам задаем один и тот же вопрос. Что такое рок-музыка?

К.Н.: Это гитара и хорошие слова от души. Ты их говоришь сверстникам, своей девушке абсолютно искренне.

В.М.: Можешь объяснить: почему всем запомнились те или иные песни? Какие у произведения должны быть аргументы для успеха?

К.Н.: Не все же люди обладают 100%ным музыкальным слухом. В песнях, которые становятся популярными, чтото есть такое, что доходит до всех.

В.М.: Знаешь, когда ты меня больше всего поразил? На юбилейном концерте у Лозы. У него приличный гитарист. Но вышел ты, и сразу все стало ясно.

К.Н.: Кто играет на гитаре?

В.М.: Стало ясно, что вышел артист, который несет в зал мысль, энергию.

К.Н.: А куда денешься, когда за плечами 30 лет практики на сцене.

В.М.: Это вещь, которая либо есть, либо ее нет.

К.Н.: Задача музыкантов Юрия Лозы - стоять сзади и аккомпанировать. У меня так же, как у Кузьмина: когда остается куплет и я даю соло, я продолжаю говорить. У других такой задачи нет.

В.М.: Как ты считаешь, педагоги это дают?

К.Н.: Только сам. Я использовал каждое выступление, чтобы поднатореть. Например, научиться брать дыхание. С голосом проблемы были. Есть записи с тем же «Воскресением» в ДК «Мехтех», где я так фальшивил. Просто все мимо. А  сейчас все видят, что дядька уже поет. А еще и на гитаре как даст, как даст... и ему верят. Потому что практика и тренировка!

В.М.: И все-таки то, с чего мы начали. Твое отношение к ВИА: «Веселым ребятам», «Голубым гитарам»...

К.Н.: Жанр их сложился. Правда, людей, которые хотели фузить и квакать и уже научились этому, взяли за хипон, поставили под разными названиями на сцену и начали совать им песни советских композиторов. Вот и все. Кончилось все плохо. Хотя хорошие песни уже создавались самими музыкантами. «Я к тебе не подойду» мне так нравилась...

В.М.: А «Для меня нет тебя прекрасней»?

К.Н.: Супер! Такой песни и такого уровня даже в Америке никогда не было и не будет. «Не умирай, любовь» при любой дозе было здорово... Я под нее в 1969-м в армию уходил.

В.М.: Юрий Михалыч Антонов выдал...

К.Н.: Способных людей, которые могли писать хорошие песни в этом жанре, было больше, чем потом проявилось. Ято этот жанр миновал.

И воскреснет «Воскресение»

Уже в 16 лет Никольский играл в «Атлантах» - одном из первых проектов Юрия Айзеншписа. Пока Костя служил в армии, группа распалась, и Никольский присоединился к группе «Цветы». В конце 70-х Максим Дунаевский пригласил Константина со своим репертуаром в группу «Фестиваль». Ансамбль много гастролирует. В это же время Никольский поступает в Гнесинку, где учится и Андрей Сапунов. Вместе с музыкантами «Машины времени» Сергеем Кавагое (ударные) и Евгением Маргулисом (бас) они подрабатывают на танцах. Совместная «халтура» талантливых музыкантов привела к рождению легенды советского рока - группы «Воскресение». В ее первый состав влились Алексей Романов (гитара, вокал) и Алексей Макаревич (гитара). Песни занятого на гастролях Никольского («Музыкант», «Зеркало мира», «Поиграй со мной, гроза» и др.) исполнял Сапунов.
В октябре 1980 г. оригинальный состав «Воскресения» распался. Романов решил организовать собственную группу, куда позвал Никольского (вокал, гитара), А. Сапунова (бас, вокал) и Михаила Шевякова (ударные). Репертуар нового проекта был практически идентичен репертуару «Воскресения». Щедрый Кавагое, официальный автор названия, подарил его своим друзьям. Легендарная группа еще не раз оправдывала свое название, пропадая и воскресая вновь.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram