Конец амбициям?
Стоит отметить - кризис и амбиции уже услали в тень весьма весомую плеяду звезд «первого эшелона». Пока они не желают снижать гонорары и играют в статус, московские организаторы шоу пытаются по максимуму снизить свои риски и отменяют не только бронь в гостиницах, но и давно анонсируемые шоу.
Об отмене московского концерта Кристины Агилеры до сих пор ходит множество слухов. Изначально поп-диву с сольником ждали еще осенью. Потом заговорили об ее весеннем концертном променаде. Но, видимо, шоу так и не состоится. Ведь запрашиваемый знаменитостью гонорар и предоплата в 1 млн. долларов в сегодняшних экономических условиях - не что иное, как русская рулетка. «Несмотря на сложную и нестабильную финансовую ситуацию, западные артисты игнорируют Россию в ценовом допинге, - жалуется тур-менеджер концертного агентства Дмитрий. - Мы создали себе имидж сорящего шальными деньгами покупателя. Поэтому нашему региону артисты по-прежнему не то что не делают скидок, но и выставляют завышенные гонорарные ставки. А идти на такие риски сегодня - не что иное, как самоубийство».
Конечно, подобная «экономика» нигде на Западе не озвучивается. Ведь артист прежде всего дарит свое искусство, а уже потом зарабатывает деньги. Возможно, поэтому официальная версия отмены концертов Агилеры была оформлена так, что певица не успела закончить запись альбома, в поддержку которого и собиралась «чесать» со своим искусством. Однако, как говорят организаторы, они решили «подарить» поп-диве рекламные затраты, но зато спасти себя от разорения - если шоу не покроет ее многомиллионный гонорар.
Пролетели в минувшем году с работой в России группа The Prodigy, рокер Кен Хенсли, знаменитый коллектив Philadelphia Orchestra, Джастин Тимберлейк. Разговоры об их концерте и в этом году по-прежнему остаются пока только разговорами. При полупустых залах прошли концерты популярных в нашей стране Жан-Мишель Жарра и Майкла Болтона.
Непонятная ситуация сложилась с проведением крупномасштабного фестиваля «Айр-эн-би фест». Широко разрекламированное шоу должно было стать главным событием ушедшего года. Но в итоге пальма первенства досталась «Дискотеке 80», проводимой «Авторадио», а «современное шоу» попросту растворилось. Говорят, сложности возникли из-за кризиса. Но мероприятие с помпой планируют провести в этом году. Правда, официального подтверждения пока нет.
Хотелось бы обратить внимание вот на какую деталь. Экономить на развлечениях, затянув потуже пояса, стали не только поклонники. На новый режим переходят и сами артисты. У многих знаменитостей заметно поскуднели декорации и сократился обслуживающий персонал. Бытовые и технические райдеры (требования к организаторам концертов) спешно пересматриваются и переписываются. Так говорят, Патрисия Каас, начавшая в конце прошлого года огромный тур по России, удалила из списка килограммы дорогих французских сыров, которыми предполагала кормить свою собачку Текилу. И перевела пса на обычный собачий корм. Вместо пафосных ресторанов на скромный бизнес-ланч (сандвичи, суп, три салата, хлеб, печенье, холодный чай, газировка, кофе, чай и молоко) был переведен и недавно гастролировавший у нас рэпер The Game. Промоутеры говорят, что это не предел. В наступившем году режим экономии распространится буквально на все. Президентские апартаменты дорогих столичных отелей заменят обычные номера люкс, а на обслугу артистов (поваров, парикмахеров и нянь) уже введен строжайший лимит.
Без бумажки ты...
Неприятный сюрприз приготовила иностранным артистам и наша Федеральная миграционная служба. Она практически объявила войну знаменитым «гастарбайтерам». До сих пор подавляющее большинство зарубежных гастролеров приезжали к нам по туристическим визам, которые запрещают заниматься какой-либо трудовой деятельностью. Теперь же таких нарушителей будут привлекать к ответственности и наказывать штрафами. Напомним: по закону давать любые - сольные или корпоративные - концерты иностранцы могут лишь при наличии рабочей визы. А ее получение - дело для промоутеров весьма хлопотное и долгое. Оформляется она через МИД, требует множества согласований и разрешений. К тому же обязывает 18 процентов от трудового дохода артиста отправлять в страну, из которой он прибыл. Таким образом, человек, решивший привезти в Россию с концертом заморскую знаменитость, должен закладывать в бюджет своих расходов налоговый процент от гонорара. А это - десятки, а то и сотни тысяч долларов. Звезде традиционно выплачивается фиксированный гонорар, все прочие технические расходы ложатся на плечи промоутера.
«Помимо рабочей визы у звезды еще должен быть обычный гражданско-правовой договор с устроителями, - уверяет «АН» адвокат Александр Молохов. - А если иностранная звезда приехала в Россию надолго, то с ней заключают трудовой договор». Проще говоря, теперь заезжим артистам придется сообщать соответствующим компетентным органам цель своего визита. И если она отличается от «погулять по Красной площади, попить водки и поесть икры», то вынь да положь разрешение. Другое дело - корпоративные вечеринки, на которых гонорары за выступления артисты получают из рук в руки. Доказать факт их приезда с целью извлечения коммерческой прибыли почти невозможно: документов-то никаких нет! Так что вновь намечаются игры в кошки-мышки...
Кстати, новые ужесточенные правила затронут и артистов, которые де-факто хоть и являются гражданами другого государства, но де-юро большую часть времени выступают в России. Это и Верка Сердючка, и София Ротару, и «ВИА Гра», и Анне Вески, которая готовится в конце февраля отметить большим концертом в Москве 30-летие творческой деятельности. Но вот по какой визе она к нам явится - вопрос. Зато совершенно очевидно, что отлаженная годами схема приезда в Москву мировых легенд заметно усложнится и станет дороже.
Запах нафталина
Особенность концертов этого года - ориентация на раскрученные бренды. Так, в июле в клубе Б1 Maximum даст единственный концерт экс-лидер британской группы The Smiths, а уже на следующий день меломанов ждет встреча с еще одной легендой - 47-летней француженкой Милен Фармер. В России она выступала всего лишь раз - в 1999 г., когда приезжала в рамках Myllenium Tour. Спустя десять лет она намерена повторить свой триумф. Сама певица предположительно заработает на концерте и на продажах атрибутики около 200 тыс. долларов, после чего отправится «чесать» в Киев и Ригу. Ее концерты - безусловно, событие долгожданное.
Но есть и такие западные артисты, которые приедут в Москву в тысячный раз. «Греческий соловей» Демис Руссос споет в марте в ГЦКЗ «Россия». В апреле свое 30-летие отметит в «Лужниках» «восьмой состав пятого набора» британской группы BONEY M во главе с Лиз Митчел, отобьют чечетку ирландцы из Lord of the Dance, на барабанах сыграют музыканты Yamato, а на скрипке - Ванесса Мэй.
Кстати, в отличие от первого приезда в 1998 г. «Моцарта в ботинках «Доктор Мартенс» - как называют эту китайскую скрипачку (когда билеты было не достать даже у спекулянтов) теперь ситуация прямо противоположная. Есть существенный риск не «продаться» совсем. Ведь за прошедшее с того концерта десятилетие она успела прочесать половину России. А новых хитов у нее за это время так и не добавилось. Тогда скрипачка, как говорят, заработала своим единственным концертом в Кремле около 100 тыс. долларов. Сейчас она просит почти в два раза меньше. И все равно гарантии того, что концерт себя хотя бы окупит, никто дать не может.
Но, как говорится, - кто не рискует, тот не пьет шампанского. Пусть приезжает - по крайней мере, заработает на хлеб с маслом в стране нескончаемых нефти и газа... И «разбавит» собой музыкальную жизнь страны, которую изрядно «отравили» назойливые звезды из голубого ящика...