- Юрий Алексеевич, в шоу- и радиобизнесе вы давно. Сегодня укрепляете позиции такого медиа-гиганта, как «Вещательная корпорация «Проф-Медиа». Какие новые горизонты, связанные с шоу-индустрией, будете осваивать в будущем?
- Все мои планы так или иначе связаны с работой в любимой компании. ВКПМ постоянно выступает организатором крупномасштабных акций. Самое грандиозное и ближайшее, что, например, приготовило «Авторадио» для массового зрителя, - «Дискотека 80‑х», которая 28 ноября пройдет в Москве, а 30 ноября - в Санкт‑Петербурге.
- А вам не кажется, что в связи с экономическим кризисом такие мероприятия изначально являются коммерчески невыгодными?
- На «Дискотеку» продано 22 000 билетов, все, что были в кассах. И, по моим предварительным оценкам, мы могли бы реализовать еще 6-7 тысяч билетов. Но СК «Олимпийский» не вмещает больше зрителей. Организаторам некоторых других концертов не так сильно повезло. Например, даже несмотря на солидные финансовые затраты на рекламу и, казалось бы, жутко модных исполнителей, по причине плохих продаж так и не состоялся «R‑n‑B Fest». По тем же причинам отменен фестиваль ретро-музыки «Хиты на все времена». Конечно, «Дискотека 80‑х» - яркое, популярное шоу, устоявшийся бренд, у которого нет конкурентов. Но наш фестиваль, наверное, выбирают еще и потому, что сегодня людям хочется добрых эмоций. Очень уж много злобы скопилось в атмосфере. А фестиваль «Авторадио» как раз успешно этому явлению противостоит.
- Вы часто работаете с мировыми и отечественными артистами. Чьи требования сложнее реализовать?
- По правде говоря, работать сложнее с нашими звездами. С западными все изначально четко - по ранее оговоренному райдеру. У наших «звезда» может включиться буквально перед выходом на сцену. Хотя вспоминая райдер Пола Маккартни или роллингов, я понимаю: запросы наших звезд - цветочки. К примеру, Маккартни, будучи вегетарианцем, требует, чтобы в лимузинах обязательно была только искусственная кожа. Однажды к нему в группу на пробу приехал гитарист, у которого были кожаные кроссовки. Маккартни был в ужасе. К счастью, гитарист оказался высококлассным профессионалом, и его приняли в группу. Но обувь он был вынужден сменить. Роллинги требовали, чтобы их в России охраняла не милиция, а исключительно спецназ в полном вооружении... Таких примеров много. Но другое дело, что звезды такого уровня, наверное, могут себе это позволить потому, что они «пашут», как... «рабы на галерах» и их имена еще при жизни золотыми буквами вписаны в мировую музыкальную историю. Наши же скорее просто капризничают и таким образом пытаются набить себе цену. Оговорюсь, что далеко не все артисты так себя ведут. Большинство наших друзей-музыкантов - это люди талантливые, мудрые и скромные.
- Кризис поспособствует монополии в шоу-бизнесе, слиянию радиостанций, холдингов?
- Не уверен. Хотя многие станции, которые существуют за счет дотаций со стороны непрофильных финансовых групп, наверняка будут выставлены на продажу по более или менее разумной цене. И не исключено, что их приобретут солидные корпорации. Но не теперь, а через год-полтора.
- Уж не про радийные активы Игоря Крутого вы сейчас говорите? Судачат, что недавно в ВКПМ поступило предложение о покупке «Лав радио»...
- О чем только люди не судачат... А Игорь Крутой как раз игрок профильный. В любом случае сейчас не самое лучшее время, чтобы покупать и очень плохое, чтобы продавать. Но такие вопросы решают акционеры компаний.
- В последнее время артисты жалуются, что радио-бизнес стал очень коррумпированным...
- Давайте начнем с того, что в большинстве случаев за такими высказываниями прежде всего стоят чьи-то творческие неудачи, а не «черные метки» и заезженное слово «неформат». Мне кажется, что жалуются те, кто, наоборот, хотел бы сделать его более коррумпированным. На радио не берут некачественную музыку, не соответствующую формату вещания, отказываются от коммерческой ротации, чем заслуживают неудовольствие продюсеров. Кстати, понятия «формат» и «неформат» - артисты трактуют иначе, чем музыкальные редакторы на радиостанциях. Профессионалы нашей радиоиндустрии подразделяют рынок на форматы лишь условно.
У нас, в эфире «Авторадио», соседствуют и поп-музыка, и рок-н-ролл и даже блюз. Такова специфика вкуса отечественной аудитории.
Теперь о коррупции. В нашей стране она возможна везде. Но то, что касается таких крупных корпораций, как наша, то сегодня это миф. Подобные вещи у нас исключены. Ведь что такое коррупция на радио? Это когда музыку ставят в эфир за деньги. Чтобы это сделать в обход руководства, бухгалтерии, необходимо иметь возможность скрыть факт несанкционированной ротации песен.
У нас существует специальный художественный совет. Есть постоянный мониторинг контента, так как студийные комплексы компьютеризированы, эфир пишется. Прошли увлекательные времена, когда на станции звонила, к примеру, «братва» или просто влиятельные лица с просьбами поставить музыку для «хорошего человека». Диджеи ставили, «от греха». Бывали редкие случаи, когда радиостанции соглашались ротировать песни за деньги. Но это уже была официальная политика станции, и, как правило, она губила проект, потому что «рулить» в редакции начинали все, у кого были деньги. «Авторадио» и другие станции холдинга ведут достаточно жесткую и независимую политику в формировании эфира.
- Кстати, о жесткости. Коллеги утверждают, что вы весьма экстремальный человек. В чем это проявляется?
- В хобби. Люблю погонять на чоппере в своей «банде». Увлекаюсь полетами. У меня есть пилотская лицензия, и я даже освоил два самолета - Як 18‑Т и американский - Cessna‑172. Для чего это все? Видимо, требуется особая порция адреналина. Ночами и в отпуске пишу книги. Одна из них - роман «Немец» стала бестселлером. В ноябре выйдет моя третья книга «Президент - мой ровесник». Писать - это тоже экстрим своего рода. А вообще я человек увлекающийся. Хотя, признаюсь вам по секрету, после работы больше всего на свете я люблю побыть дома...