«Светлая правда славянской души! Все мы большая семья! Нас объединяют и вера, и воля, и дух плюс Русская земля!» – читает рэп с лёгким африканским акцентом Начанда ПАНСАУ, более известный как Н‑ПАНС. Многие его тексты будто бы из альтернативной реальности – пожалуй, таким был бы рэп в Советском Союзе. В интервью «АН» артист высказался о прошлом России и её настоящем, о русских скинхедах и чёрных наркоторговцах, о бедственном положении Африки и её грабителях, а также о запретах рэп-концертов, которые обсуждаются на высшем государственном уровне – от Думы до президента.
Русское гостеприимство
– Панс, начнём с простого: как ты очутился в России?
– Я приехал в 1985-м, мне было восемь лет. Социалистическая власть Гвинеи-Бисау (бывшая португальская колония в Западной Африке, получившая независимость в 1974 году. – Прим. «АН») направила меня в элитную интернациональную школу имени Е.Д. Стасовой в Иваново. Это была школа для детей коммунистов всех соцстран, там учились даже дети Мао Цзэдуна. В 1986‑м моего отца, который был правой рукой тогдашнего президента Гвинеи-Бисау, – казнили на родине по сфабрикованному обвинению (он якобы задумал устроить переворот). Я не получал от отца ответов на письма, в посольстве мне это объясняли его занятостью, и только в конце 1980-х я узнал, что случилось. Так судьба связала меня с Россией. После школы я выучился на архитектора, а потом переехал в Москву, где плотно занялся музыкой.
– Из твоих текстов ясно, что ты во многом благодарен русским.
– Что значит «во многом»? Я вообще благодарен русским. И даже больше. Здесь моя вторая родина. Или даже первая, если учесть, сколько я здесь прожил. Россия меня воспитала. Дала всё, что можно дать человеку.
– Либералы любят утверждать, что наша страна нетолерантная, ксенофобская.
– Глупости. Русский человек по природе своей не расист, он добр и отзывчив. В 90-х мы с чем только не сталкивались – и в том числе со скинхедами. Однажды произошла стычка, после которой я сказал себе, что больше в метро не спущусь. Но я всегда понимал: такие люди в меньшинстве. И давай заметим: это была мода, пришедшая с Запада.
– Некоторые объясняли агрессию скинхедов тем, что африканские студенты продавали москвичам наркотики. Об этом, кстати, зачитал твой коллега по рэп-цеху Гуф: «Столицу заносит двойная вьюга: одну приносит с севера, вторую нам привозят с юга. Один снег нам дарит небо, второй везут «деды морозы» – таджики и негры».
– Это опять же к разговору о 90-х. После распада СССР будто что-то прорвало: очень много нехорошего стали русские люди пускать в свою жизнь, глядя на Америку, и в том числе наркотики. В 1993-м в Москву из Африки (в основном из Нигерии) стали приезжать наркоторговцы. Они не были никакими студентами, а маскировались под них, проживая в студенческой общаге РУДН, где много чёрных. Эти люди бросали тень на всех нас, африканцев. Видя меня, незнакомые русские ребята дёргали себя за нос – мол, продай наркоту. Увы, со временем в этот преступный бизнес внедрились и студенты РУДН. Но если говорить про нынешние времена, то африканскую наркоторговлю в Москве правоохранительные органы почти истребили, потому что чёрных здесь мало. В Европе, где большие чёрные диаспоры, это сделать гораздо сложнее.
Жизнь по-чёрному
– Как ты относишься к слову «негр»? В Америке оно под запретом.
– В Америке – да, под запретом, потому что вызывает ассоциации с рабством. В России у слова «негр» такого смысла нет, и я на него не обижаюсь. Но имей в виду: если ты назовёшь так чёрного в Америке – тебе прилетит по голове.
– В песне о бедственном положении Чёрного континента ты говоришь так: «Мамы в поисках пропитания, пока шикуют США и Великобритания. Нам не нужно сверх нормы, нужен нормальный режим, чтобы забрать всё то, что нам принадлежит». Главная причина африканской бедности – внешняя?
– Да. Африканский континент очень богат нефтью, золотом, алмазами. Сколько войн устроили страны Запада для того, чтобы забирать наши ископаемые, сколько подстрекательств было с их стороны, сколько раз чёрные народы сталкивали друг с другом! Наш континент они рассматривают как свою собственность. И делают вид, будто помогают нам. Ситуацию в Африке можно исправить, но им это невыгодно.
– А Советский Союз вас не подстрекал, как считаешь?
– О чём ты говоришь?! Советский Союз очень помогал нам, защищал мир, укреплял интернационализм. И не только в Африке, но и в Латинской Америке.
– В той же песне ты говоришь: «Сами мы, правда, во многом виноваты». И даже так: «Нам не хватало мозгов порой». Есть мнение, что негры более талантливы музыкально (танцы, джаз, рэп), а белые – технически и экономически.
– Не до конца согласен с этим. Всё зависит от того, в каких условиях человек воспитывался. Умных чёрных очень много. Да и насчёт музыкального развития я не стал бы так обобщать. Чёрные сильнее в рэпе, где крайне важно чувство ритма, а русские сильнее в своей фольклорной музыке. Конечно, африканцам нужно включить мозги – для объединения, для защиты своих стран на высочайшем уровне.
Верующий социалист
– А ты, смотрю, любитель СССР.
– Конечно. Он сформировал меня. В Советском Союзе больше ощущался здоровый патриотизм, чем в нынешней России. Люди в духовном плане были сильнее. Молодёжь тогда не пила столько алкоголя и мало кто употреблял наркотики. И не всё измерялось деньгами, как сейчас. По-настоящему богат не тот, у кого много денег. А тот, кто духовно силён, чист, честен. Тот, у кого есть ценности. Уходя из этого мира, деньги с собой не возьмёшь и место в раю не купишь. Сегодня больше обмана, нежели тогда. Считается, при капитализме можно говорить что хочешь, но в действительности ты сто раз подумаешь, прежде чем что-то сказать, чтобы тебе не пробили голову. Через капитализм Америка контролирует весь мир, подсаживая всех на свой стиль жизни.
– Заметь, ты говоришь о духовности в государстве, где преследовали религию.
– Это да, это необходимо признать. Как человек, крещённый в русском православии, я считаю, что СССР распался именно потому, что не имел Божией поддержки. Нельзя игнорировать Господа. Нельзя запутывать людей утверждениями, что Бога не существует. Без Бога не будешь тем, кем должен быть.
– Не забавно ли, что рэпер так критикует Америку и американский образ жизни, откуда к нам и пришёл рэп?
– Американцы смогли распропагандировать рэп, но корни его – в Африке. У нас есть племена, которые изъясняются именно так – речитативом.
– Только ли в Африке его корни? Например, викинги исполняли речитатив под тамтамы.
– Вот именно.
– Думаешь, в Советском Союзе, сохранись он до наших дней, был бы рэп?
– Уверен, что да. Джаз же был! Конечно, советский рэп был бы другим, нежели в капиталистическом обществе. Был бы чище, патриотичнее.
– В песне «Красная площадь» ты в патриотическом запале сказал: «Кто-то бежит из страны побыстрей – я их не понимаю. Ведь эти красоты столицы России всех русских объединяют». Ты вправду не понимаешь тех, кто, получив приглашение на высокооплачиваемую должность за границей, принял его, чтобы лучше обеспечить своих детей?
– Такие люди не бегут из страны, а едут зарабатывать. Бегут из страны те, кто никаких предложений из-за границы не получал. Те, кто там никому не нужен. Те, кто называет свою родину говном, ничего не сделав для того, чтобы она стала лучше. А ещё из России уезжают очень богатые люди и увозят деньги, приобретённые здесь, вместо того чтобы вложить их в экономику своей страны. Давайте вообще все уедем и оставим Русскую землю пустой.
Не отрави
– Сегодня русский рэп – очень резонансная культура. В этом он превзошёл русский рок.
– Я изначально знал, что так будет. Вот мы сейчас с тобой что делаем? Разговариваем. Можно ли наш разговор превратить в песню? Едва ли. А рэп – это, по сути, и есть разговор. Пение ограничивает исполнителя временными рамками. Соответственно, речитатив позволяет передать гораздо больше информации, больше мыслей.
– Как тебе отмены рэп-концертов в регионах?
– Это проходит мимо меня.
– Путин сказал, рэп держится на трёх китах – это протест, секс и наркотики.
– Протест? Да. Секс? На нём весь мир держится, а не только рэп (смеётся). Наркотики? Не согласен. Это характеризует не жанр, а конкретного артиста. К сожалению, среди молодых исполнителей таких примеров сегодня много. И зачастую это не от тяжёлой жизни – ребята даже не представляют себе, что такое жизнь в чёрном гетто, о которой рассказывают американские рэперы. Наоборот, у ребят нет проблем, и от этого, как говорится, бак свистит – они с ума сходят. Читают, как впятером поимели женщину, как выкурили косяк и так далее. Абсолютная пустота. Идёт мощнейшая деградация, это во всём видно и слышно.
Но, что касается власти, её задача – не пускать наркотики в страну. А запрещать концерты бессмысленно. Когда что-то запрещают, оно становится только сильнее. Другое дело, что сами артисты должны нести ответственность за свои слова. Критикуете власть? Критиковать всегда легко. За этим должно стоять не просто желание срифмовать, а серьёзная позиция. Чтобы не получилось так, что под тебя начнут копать и выяснится, что ты опять-таки употребляешь наркотики. Если твоё сознание под действием ядов – значит, в своём творчестве ты несёшь людям яд.