Дожили: 3 декабря Джону Осборну, известному миру под кличкой Оззи, исполнилось 70 лет. Свой день рождения неугомонный старикан празднует в туре под названием «Больше никаких гастролей – 2» (концерты в Европе и США расписаны до лета), и сейчас никто не сможет поручиться, что и у этого «прощания» не будет продолжения.
Князь тьмы
Осборн, известный прежде всего как певец группы Black Sabbath, родился в английском Челябинске – городе металлургов Бирмингеме. Это была типичная бедная многодетная семья: покорная мать, суровый отец, куча братьев и сестёр в маленькой квартирке без горячей воды и канализации, постоянные «драчки» с родственниками по поводу того, кому выносить ведро или идти в магазин. После того как его выгнали из школы, Оззи подрабатывал то там, то здесь, пока не смекнул, что наиболее короткий путь к беззаботной жизни и к сердцам девчонок – стать участником какой-нибудь рок-группы, тем более что он знал наперечёт все популярные песенки того времени. Через какое-то время компанию ему составили три таких же лоботряса – и родилась группа «Блэк Саббат» («Чёрная суббота» или «Чёрный шабаш» – как кому нравится).
Парни, однако, оказались небесталанными и амбициозными. Перепевать чужие глупости им долго не пришлось: начали сочинять сами. И то, что они предложили руководству звукозаписывающих компаний, решительно не вписывалось в традиции того времени. Упоминание сатаны и потусторонних сил, перевёрнутые кресты, кровь, крик, страх – и вот уже Оззи Осборна именуют «Князем тьмы». А он, неожиданно ощутив в себе дар лицедея, стал активно подыгрывать настроениям подростков. С одной стороны, посмеивался над таким «сатанизмом», а с другой (на всякий случай) – стал носить огромный крест в качестве мистической защиты. Вторым отличием была, собственно, их музыка. Вокал, барабаны, бас и гитара – это немногое компенсировалось виртуозной техникой и великолепной сыгранностью. Бас – на самых низких частотах, барабаны, гитарные риффы, на которых держались песни, – всё звучало скупо, по-мужски. В текстах вместо любовной лирики – мысли о жизни и смерти, Боге и не боге, войне, справедливости и т.п.
Возможно, отсутствие строк про «я так любил тебя, а ты ушла» связано с тем, что они не «ложились» на басово-гитаро-барабанные ходы, а может, потому, что у басиста, автора стихов группы, жена – одна-единственная. Как и у гитариста и у басиста – все они однолюбы. Да и Оззи женился в 23 года на женщине с ребёнком, обзаведясь вскоре и собственными дочерью и сыном. То есть никакой холостяцкой жизни, стриптизёрш и девушек с пониженной социальной ответственностью. Прямо не как настоящая рок-группа, скажете вы. Да нет, со всем остальным у Black Sabbath было как раз по-рок-н-ролльному: избыток наркотиков, алкоголя и связанных с ними неадекватных поступков. А также – обид, разногласий и периодически накатывавшей творческой опустошённости.
Подкаблучник
Оззи Осборн, хоть и «уважал» марихуану и кокаин, по старинке отдавал предпочтение горячительным напиткам. Постоянно находясь навеселе, он испытывал терпение остальных музыкантов, пока во время очередного запоя его не попросили из группы. Он ушёл, потом вернулся, растолстел, коротко постригся и продолжал пить, как в последний раз. Его жена, милая темноволосая девушка, ради детей согласна была терпеть пьянство супруга в надежде, что он когда-нибудь образумится. Терпеть пьянство, но только не измену. Тут дело вот в чём: менеджером Black Sabbath в то время был некий Дон Арден. Его настоящее имя – Гарри Леви (видимо, Левин, поскольку предки были еврейскими иммигрантами из России). Арден имел нехорошую репутацию: музыкантам платил копейки или не платил вовсе, а если что – угрожал бандитами. «Саббат» несколько раз отказывались с ним работать, но в итоге согласились. Его дочь Шэрон, с восемнадцати лет помогая отцу, взялась «опекать» вечно пьяного Оззи.
Когда Осборна в очередной раз уволили, она предложила ему выступать с собственной группой, собрала музыкантов и стала менеджером. Позже организовала фестиваль тяжёлой музыки Ozzfest, по сей день ежегодно приносящий по 20 миллионов в кассу. Потом Шэрон развела его с женой, с которой тот прожил 10 лет, и женила на себе. Несмотря на небольшой рост (157 см) и юный возраст, она оказалась, что называется, «девушкой с яйцами»: родила троих детей, взяла под контроль финансы и продолжила борьбу «за трезвый образ рок-жизни». Борьба эта длилась не год и не два, а десятилетия – с лучшими врачами, клиниками, обществами анонимных алкоголиков, детоксикациями, скандалами, драками, расставаниями и угрозами развода. Борьба закончилась победой, и сегодня Осборн не перестаёт благодарить «мамочку», как он называет Шэрон, за то, что «чист», трезв и к тому же бросил курить. А времена, когда мог заснуть в холле гостиницы и описаться, вспоминает как анекдот. Теперь бывший некогда «Князем тьмы» относится к жене уважительно и не делает шага без того, чтобы не посоветоваться с супругой.
Дедок
Это видно по сериалу «Оззи и Джек на колёсах», который идёт на одном из спутниковых каналов. В нём Осборн вместе с сыном Джеком колесят по их новой родине (семейство давно переехало в Калифорнию – ради погоды и гораздо меньших по сравнению с Англией налогов), иногда к ним присоединяется дочь Келли. По словам Оззи, этим путешествием он восполняет пробел в общении с детьми – ведь в «пьяные» годы ему было не до них.
С дороги рокер постоянно названивает жене, справляется о здоровье (Шэрон много лет боролась с раком и перенесла несколько серьёзных операций) и настроении. Иногда он нянчится с внучкой, периодически скучает по любимой собачке, оставленной дома, и откровенно тупит, когда речь заходит о современных гаджетах. Такой вот Оззи дедушка.
В этом телепутешествии ни разу не появилась вторая дочка Осборнов – Эйми. Ей 35 лет (финансовое состояние – 5 млн долл.), она не замужем и вроде как актриса. Эйми считает остальных членов своей семьи полными придурками, убеждена, что появление в одном кадре с ними нанесёт удар по её репутации, поэтому наотрез отказывается от совместных проектов. Другая же дочь – Келли (34 года), наоборот, всегда «за». Девушка пробовала себя в музыке (записала альбом под названием «Заткнись»), кино и моделировании одежды. Хотя высот не достигла, заработала 15 миллионов. Келли несколько лет встречалась с ровесником рок-музыкантом, но до свадьбы дело не дошло. Пока следила за собой, была более-менее. Потом, расставшись с женихом, набрала вес и теперь в ширину примерно такая же, как и в длину (158 см). В комментариях к снимкам в её инстаграме (вечеринки, друзья-трансвеститы и лесбиянки, модные салоны) «добрые» пользователи частенько так и пишут – «толстая дура». Брат Джек (33 года, 10 млн) – актёр и, как он себя называет, путешественник и любитель адреналина. Он единственный из отпрысков женат, не так давно супруга-актриса подарила ему уже третью дочку.
Дети же от первого брака Оззи Осборна так и живут в Великобритании: дочери 46 лет, она малоизвестная актриса, незамужняя, открыто ненавидит Шэрон и всю новую семью отца. Сорокатрёхлетний сын – диджей, продюсер и глава фирмы по выпуску альтернативной музыки. Об их финансовом состоянии ничего не известно, но наверняка Оззи (220 млн долл.), каким бы плохим отцом ни был, без копейки после своей смерти не оставит. Хотя... на личном счету у Шэрон ровно такая же, как и у мужа, сумма в 220 миллионов, но зная её мёртвую хватку... Возможно, именно поэтому с ней и не хочет знаться дочка Осборна от первого брака.