Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Шоу-бизнес № 45 (638) от 15.11.18 13+

Стас Намин: «Не могу объяснить, как научился играть на гитаре»

, 21:01

Создатель и продюсер групп «Цветы» и «Парк Горького», Московского симфонического оркестра, первого театра мюзиклов, организатор первого в СССР музыкального продюсерского центра SNC Стас Намин отметил свой день рождения 8 ноября 2018 года. Именинник рассказал агентству InterMedia, как прошло празднование и что ждет его поклонников в будущем.

– НЕСКОЛЬКО дней назад был ваш день рождения. В связи с этим актеры и музыканты вашего театра устроили симпатичное представление с индийским настроением. С чем это связано?

– День рождения я очень редко отмечаю, только если уж слишком круглая дата или есть повод отчитаться о том, чем занимаюсь. В этот раз и дата даже не полукруглая, и отчитываться всерьез еще рано. Поэтому я день рождения провел с мамой в семье. Кстати, у нее тоже в ноябре день рождения, 21-го ей исполнится 90! К этой дате вышло четвертое, дополненное издание ее книги «Своими глазами. С любовью и печалью», в него включены около пятисот фотографий, многие из которых никогда ранее не публиковались.

Так вот, о вечеринке. Актеры нашего театра, музыканты «Цветов» и друзья все-таки решили придумать что-нибудь 9-го и 10-го ноября. Вот решили сделать вечеринки в индийском стиле.

Вообще увлечение Индией началось у меня под влиянием Beatles, прежде всего Джорджа Харрисона. Цикл песен Beatles с включением индийских инструментов и в индуистском настроении в сочетании с рок-музыкой на меня тогда еще, в шестидесятых, произвел большое впечатление.

А Джордж Харрисон и как личность, и как музыкант, для меня оказался не менее значим, чем Джон Леннон, и его духовность и серьезное отношение к кришнаитской культуре на меня тоже тогда повлияло. Особенно его песня «My Sweet Lord». Именно тогда, в начале семидесятых, сразу же после приезда в Москву Бхактиведанты Свами Прабхупады, принесшего философию Харе Кришна в западную культуру, мы с моим товарищем Анатолием (Анандой Шанти) увлеклись этой темой и начали серьезно заниматься ведической культурой и музыкой. Я тогда написал песню, которая сейчас называется «Свет и радость». Тогда она в припеве была построена на мантре «Харе Кришна». В результате власти жестко остановили наше увлечение – мне запретили исполнять эту и другие подобные ей песни, а Анатолия за то, что он рассказывал людям об этой ведической философии, обвинили в сектантстве и посадили в тюрьму. В общем, времена были еще те, удивляюсь тем, кто по ним ностальгирует...

– Но ваша песня «Свет и радость» сейчас звучит совершенно по-другому.

– Да, во времена Советского Союза она всегда была запрещена, а уже через много лет, когда группа «Цветы» к своему сорокалетию записывала альбом на студии Abbey Road в Лондоне – той самой студии, где записывались Beatles, – я вдруг вспомнил эту песню, так как появилась она у меня, можно сказать, под их влиянием. Но с тех пор прошло тридцать пять лет, и я увидел ее теперь совсем по-другому. Меня всегда удивляло, почему разные религиозные конфессии конфликтуют и не принимают друг друга. Ведь они все поклоняются своим пророкам, а Бог-то у этих пророков все-таки, наверно, один. Я всегда помню высказывание известного христианского старца: «Стены, которые мы на земле строим, до небес не доходят». Во всяком случае, все люди на земле, независимо от вероисповеданий, рас и национальностей, мечтают о Свете, Радости, Счастье и Любви. Поэтому я так и назвал свою песню и пригласил для ее исполнения и в записи, и в нашем юбилейном концерте «Цветы‑40» представителей пяти основных мировых религиозных конфессий – индуизма, буддизма, иудаизма, ислама и христианства.

 

Это были не актеры или музыканты, а реальные священнослужители. Все они стояли рядом на сцене, читали молитвы и пели вместе во слову Единого мира, Счастья и Любви. Это было удивительно трогательная и символичная акция – своеобразное послание людям. О том, что можно жить в мире и уважать культуру друг друга. Эту песню потом мы исполнили на специальном пленарном заседании Генеральной конференции ЮНЕСКО, посвященном 10-летию Декларации о культурном разнообразии в Париже. А живое концертное исполнение композиции «Свет и радость» можно увидеть в YouTube, как, собственно, и почти все мое музыкальное творчество.

– Известно, что несколько лет назад в Доме музыки вы представили свою новую композицию, посвященную недавно ушедшему из жизни Джорджу Харрисону. Вы там играете на древнеиндийском инструменте ситаре. Как вы научились на нем играть?

– Как научился, объяснить не могу, так же как не могу объяснить, как научился играть на гитаре. Правда, когда приезжал в Москву великий ситарист Рави Шанкар и выступал в зале Чайковского, он показал мне некоторые основы владения этим инструментом, но реально играть я учился сам. Учили меня играть только на фортепиано, которым я в результате хуже владею, чем гитарой. Считается, что научиться играть на ситаре можно только начав в раннем детстве. Но у меня это получилось почему-то довольно быстро. И я даже несколько лет назад поехал на гастроли в Индию и дал большой концерт в храме Кришны-Баларамы во Вриндаване. Вообще, это была не гастрольная поездка, а скорее паломничество, так как я путешествовал со своим товарищем, музыкантом Вишвамбаром по Северной Индии, куда, собственно, и приезжали Beatles. Их любимое место был город Ришикеш, откуда я поднялся в Гималаи и даже медитировал там.

Композиция «Fusion Raga», которую я посвятил Харрисону, самим своим названием определяет задуманную мной концепцию. Я был впечатлен концертом, посвященным Джорджу Харрисону, который прошел в Royal Albert Hall в Лондоне. В первом отделении потрясающие музыканты пели его гениальные песни, а во втором – удивительная Анушка Шанкар (дочка Рави Шанкара) играла на ситаре с симфоническим оркестром так, что у меня дух захватило, и я решил сделать что-нибудь в этом духе. Я написал музыку и собрал музыкантов разных жанров из разных стран. Начав композицию с ситара и симфонической струнной группы, как бы в классическом стиле раги, мы постепенно превратили ее в микс с элементами рока и джаза, где даже вокальная импровизация, исполненная известным индийским певцом, в конце композиции транспонировалась в современный этнический джаз.

– Я знаю, что вы в принципе интересуетесь разной этнической культурой и музыкой (World Music). Даже альбомы выпускали и проводили фестивали «Единый мир». Что в этой области вас интересовало?

– Да, начиная с 1990-го года наш Центр SNC провел серию этнических фестивалей «Единый мир» в Парке Горького, а в 1997 году, во время празднования 850-летия Москвы, мы провели этот фестиваль на центральных московских площадях – Театральной и Красной. В нем приняли участие музыканты из Болгарии, Белоруссии, Тывы, совместные израиле-палестинский и англо-индийские группы, известные рок- и джазовые музыканты. Официально формулировка концепции и миссии фестиваля – объединение на одной сцене исполнителей различных наций, рас и религий; преодоление национальной, социальной и религиозной разобщенности людей планеты, поиск способов достичь реального международного единства и братства людей.

Последнее время я не занимаюсь организацией фестивалей, а увлечен личным творчеством, в частности, связанным с этникой. Записал дуэт с известным армянским музыкантом Дживаном Гаспаряном, он на дудуке, я на ситаре, – это было первое подобное сочетание двух древнейших инструментов в истории… Дживан даже предлагал отправить нашу запись на «Грэмми». После путешествия по Индии я записал тройной альбом «Медитации» и двойной «One World Music Freedom» с участием гостей из разных стран мира, даже с африканскими племен масаев из Танзании и ндебеле из Зимбабве, на их ритуальные песнопения я сыграл психоделическую импровизацию на электрогитаре. Мы также записали альбом «Русские деревенские песни» с «Цветами» и известным уникальным фольклористом Сергеем Старостиным.

– Буквально месяц назад, 2 октября, в день рождения Махатмы Ганди, на Национальном индийском телевидении был показан спродюсированный вами видеоклип. Его премьер-министр Индии даже показывал Владимиру Путину во время их недавней встречи. Что это за проект и как он родился?

– В сентябре ко мне обратился атташе по культуре Посольства Индии Джейсундхар с предложением исполнить к 150‑летнему юбилею Махатмы Ганди его любимую песню. «Святыми не рождаются, а становятся» – так звучит ее название по-русски. У меня было очень мало времени, так как мы с театром везли спектакль «Победа над Солнцем» в Грецию, и сразу после этого наш новый спектакль «S-Quark» – на фестиваль современных и экспериментальных театров в Египет. Поэтому я успел только придумать с друзьями концепцию и аранжировку и записать песню у нас на студии. На вокал я пригласил Сати Казанову, так как она не только красавица и умница, но и действительно очень красиво поет индийскую музыку. Наш потрясающий саунд-продюсер Игорь Клименков, который уже около 20 лет записывает все, что я делаю в музыке, даже на Abbey Road, записал звук очень качественно, а клип я смог сделать в студии SNC с нашим режиссером монтажа Андреем Панкратовым только по возвращении. Это большая честь для всех нас, кто участвовал в проекте, что наше посвящение гениальному Ганди посмотрела вся Индия и оценила на таком уровне.

Сегодня у вас в театре, в сферической постройке, которая там недавно появилась, тоже будет акция с индийским уклоном. Что это за сферическое пространство и что за проект?

Сфера – это временная конструкция, придуманная и созданная очень интересным и талантливым человеком – Георгием Аистовым. Мы с ним давнишние друзья и партнеры. Георгий был у нас еще во времена, когда центр SNC только начинался, в конце восьмидесятых – начале девяностых. У нас тогда были не только потрясающие музыканты, но и художники, писатели, поэты, дизайнеры и даже философы. Георгий Аистов вместе с художником Александром Холоденко, писателем Виктором Пелевиным и другими ребятами придумывали много интересного. Именно тогда ему пришло в голову создать в Москве первую и единственную сеть вегетарианских магазинов-ресторанов «Джаганнат».

Георгий Аистов создал уникальное сферическое шоу, построенное на самых прогрессивных проекционных технологиях – иммерсивную выставку «Самскара», которая уже почти год идет в Москве, и за время ее посетили 150 000 человек.

А еще раньше Георгий сделал в Москве потрясающую выставку японской самурайской культуры.

Что касается изобретенной им сферы, то это уникальная технология – и с точки зрения конструкции, и с точки зрения использования. Двенадцать суперкачественных проекторов создают цельную проекцию на 360 градусов с полным ощущением 3D без специальных очков. Сейчас мы занимаемся созданием контента. Это будут и спектакли и шоу для детей – мои мюзиклы «Снежная королева», «Маленький принц» и другие, – и для взрослых – сейчас мы приступили к работе над видеорядом к моей симфонии «Centuria S-Quark», записанной Лондонским симфоническим оркестром. Компьютерной графикой фильма в проекции на 360° занимаются дизайнеры под руководством известного голландского художника Юлиуса Хорсхаюса.

К зимним каникулам готовим новогодние представления для детей.

В этом году в День города, а в это же время Парк Горького отмечал свое 90-летие, мы, как часть общего хэппеннинга, тоже сделали фестиваль под названием «АтмаСфера» – на территории театра мы поставили три огромные сферы, где два дня подряд бесплатно демонстрировались фильмы и проходили концерты. За два дня у нас побывали несколько тысяч человек.

На будущее мы с Георгием планируем регулярные акции в стационарных и мобильных сферах, которые можно очень быстро возводить и демонтировать. Есть даже надувные конструкции, которые могут закрыть почти весь Зеленый театр, что очень важно для любых летних мероприятий в связи с частыми дождями.

В последнее время мы чувствуем большое внимание со стороны московских властей, внимание и к творчеству театра, и ко всему, что мы здесь, в Центре создаем.

Марина СМИРНОВА

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram