Александра УРСУЛЯК родилась в семье известного режиссёра Сергея Урсуляка и актрисы Галины Надирли. После окончания Школы-студии МХАТ, где её мастерами были Роман Козак и Дмитрий Брусникин, молодую актрису приняли в труппу Московского театра имени Пушкина. 27 и 28 октября в театре премьера – спектакль «Гедда Габлер» Генрика Ибсена в постановке режиссёра Анатолия Шульева, где Александра играет главную роль.
– ГОВОРЯТ, для актрисы сыграть Гедду Габлер – то же самое, что для актёра Гамлета. Верно?
– Верно. Есть мнение, что это первая роль, в которой женщина несёт центровую нагрузку. В то время женские роли были как бы добавкой к главным мужским, а у Ибсена в этой пьесе центровая фигура – женщина. И это очень новаторская драматургия, Ибсен изменил «главную дорогу». Женщина борется за свои права, всюду витает запах эмансипации…
– В чём актуальность пьесы для сегодняшнего зрителя?
– У нас нет архаики. В корсете я не хожу. Все одеты современно. Людям, которые приходят в театр, важно посмотреть что-то про себя. А не про каких-то людей из позапрошлого века. В чём актуальность пьесы? Думаю, только в том, что актуально всегда. Любовь и невозможность любви, предательство...
– А тема «женской несвободы», поднятая в пьесе, для вас лично – актуальное понятие?
– Для меня нет. Я считаю себя свободной женщиной, так как имею полную свободу выбора. Мы все, конечно, от чего-то зависим. От судьбы, от погоды, от режиссёра, от Бога… Возникает вопрос, почему Гедда Габлер не смогла стать более свободной? Потому что в то время не было таких возможностей, которые есть сейчас. Было много препятствий, чтобы женщина реализовалась, использовала свой талант. И в этом тоже конфликт Гедды Габлер. В нашей жизни таких препятствий нет. Следовательно, эту тему в спектакле мы не развиваем. Мы сосредоточились на внутренних глубоких психологических конфликтах, которых в пьесе достаточно.
– В чём тогда суть спектакля? Всё-таки в любви?
– Не только. Любовь, безусловно, имеет важное значение – куда без неё? Гедда находится в ловушке, потому что не любит своего мужа. Быть с нелюбимым человеком – большое испытание, и не каждый его выдержит. Гедда – такая личность, которая желает жить наперекор всему, стремится прожить жизнь так, как хочет. Но, к сожалению, её желания не имеют никакого отношения к реальной жизни. Поэтому иллюзии, несовместимость с настоящим бытием и заканчиваются самоубийством Гедды Габлер. Возможно, в этом суть.
– Александра, отец вас критикует за те или иные роли?
– Да, критикует, если ему что-то не нравится. И мама критикует. Впрочем, сейчас родители оставили меня в покое. Зачем портить настроение? Воспитывать уже поздно. Пора просто уважать.
– В фильме «Нераскрытый талант» вы играли актрису. Легко ли играть человека своей же профессии? Ведь наверняка что-то не совсем правдиво написано в сценарии, а где-то и фальшь чувствуется…
– Те съёмки – достаточно большой отрезок моей жизни. Фильм снят с иронией, поэтому можно было покривляться и играть героиню не совсем серьёзно. Мне в этой работе как раз нравилось любую неправду превращать в правду. Я себе такую цель поставила: всё, что там написано, сыграть так, чтобы все поверили.
– У вас была небольшая роль в сериале «Орлова и Александров». А как вы относитесь к биографическим фильмам о недавних кумирах – например о Валерии Ободзинском, Людмиле Гурченко. Там фигурируют герои, которые живы до сих пор. Насколько этично играть живых людей?
– Мне кажется неважным, о ком или о чём тема того или иного произведения. Важно, чтобы было художественно. Просто это большая ответственность тех, кто играет, потому что редко когда можно дотянуться до такой величины и соответствовать тем людям, о которых делаешь рассказ. Это всегда засада! А так, если убедительно, почему нет?
Я смотрела сериал о Гурченко немножко. И честно, кроме восхищения Юлей Пересильд, которая сыграла великую артистку, у меня ничего не возникло. Меня, кстати, тоже звали на пробы Гурченко. И я испугалась в отличие от Юли. Когда увидела Пересильд в этой роли, подумала – какая же она смелая! Она не испугалась. Она – одна из моих любимых артисток нашего поколения. И ей эта роль оказалась по плечу.
– Недавно умер Дмитрий Брусникин, а несколько лет назад – Роман Козак. Это были ваши учителя. Как вы узнали о смерти Брусникина и кем он был для вас?
– Я находилась в Риме, мы там отдыхали с мужем. Мне позвонил Серёжа Лазарев, мой однокурсник, и сказал, что ушёл Брусникин. Это был шок для меня! Дальше я уже не помню, где мы шли, куда и зачем. Дмитрий Владимирович был для меня вторым отцом. Он был таким всеобщим добром. Очень тёплый человек.