На протяжении шестнадцати лет новые стандарты качества массовых концертов задавал фестиваль «Дискотека 80-х». В этом году организаторы вновь ставят для себя весьма амбициозные задачи. С помощью масштабного флешмоба и уникальных спецэффектов они намерены сделать шоу ещё более интерактивным и высокотехнологичным. В чём причина такой многолетней востребованности музыки 80-х и почему для крупного радиохолдинга недостаточно только коммерческого успеха, «Аргументы недели» поинтересовались у генерального директора ГПМ Радио («Авторадио», «Юмор FM», Радио ENERGY, Радио Romantika, Детское радио, Like FM, Онлайн Радио 101.ru и др.) Юрия КОСТИНА.
– ЮРИЙ Алексеевич, давайте откровенно – «Дискотека 80-х» на рынке фестивалей много лет. Нет ощущения, что этот проект себя исчерпал и пора его отправлять на покой?
– Его на покой отправляют начиная с третьего фестиваля, а в этом году мы проводим уже шестнадцатый. Это по-прежнему очень успешный и востребованный проект. Поэтому избавляться от него было бы глупо. К тому же мы вернули «Дискотеку 80-х» в Питер, где в этом году 1 декабря ожидается аншлаг в Ледовом дворце. Фестиваль получил в Северной столице свою вторую жизнь.
Каждый год мы стараемся дать зрителям новый уровень качества. Придумываем для них сюрпризы. К примеру, в этом году планируем реализовать на фестивале что-то наподобие масштабного флешмоба, который ещё никто не организовывал в нашей стране. Зрители станут участниками шоу. Ещё одна интересная задумка связана со спецэффектами. Будем опять новаторами. Мы ведь первыми провели фестиваль в 3D, а потом экспериментировали с эффектом «дополненной реальности». Пока секретов раскрывать не буду.Скажу лишь, что мы в этих спецэффектах будем использовать уникальные приборы и экранные конструкции, которые на сегодняшний день являются самыми продвинутыми. Плюс к этому вся программа синхронизирована, ничего на сцене и экранах не появляется случайно, в отрыве от песен. Ни одного такого высокотехнологичного шоу в России в этом году не было. К выбору артистов мы вновь подошли очень внимательно. Правда, в этом году решили сделать ставку в том числе и на отечественных исполнителей. Зарубежных мы уже всех привозили. Ну разве что Мадонну… но привозить её за нездоровый гонорар, чтобы она исполнила несколько песен, мы пока себе позволить не можем. Поэтому Юрий Шатунов и Владимир Пресняков её в этот раз заменят. В списке участников Константин Никольский, Александр Иванов и группа «Рондо», Максим Леонидов, Валерий Сюткин, группа «Цветы», Юрий Лоза, Bonnie Tyler, Smokie, C.C. Catch, Boney M (Liz Mitchell), Bad Boys Blue, Samantha Fox, Ricchi e Poveri, Joy, Ottawan, Pupo.
– Тему музыки 80-х разрабатывает и конкурирующий с вами радиохолдинг. Считаете его соперником?
– Несмотря на соперничество, у нас с ними сложились взаимопонимание и даже дружба. Эти два фестиваля как-то уживаются в сознании нашей уникальной публики. Но мы на данный момент вне конкуренции. Ничего подобного «Дискотеке 80-х» в нашей стране никто не производит – как с точки зрения шоу, так и количества международных звёзд. И коллеги из «Европейской Медиагруппы» это тоже открыто признают, что делает им честь.
– Как вы можете объяснить такую многолетнюю любовь зрителя к музыке 80-х?
– Перефразируя нетленное произведение Игоря Николаева, «первая причина – это мы». Именно мы раскрутили этот музыкальный продукт и задали на него концертную моду. Но вообще альтернативы музыке конца 70–80-х для постоянной аудитории современного FM-радио сегодня не существует. 1990-е не пришли на смену. В 1980-х было много революционных изменений в музыке. Достаточное количество появилось и артистов, и музыкальных жанров. 80-е – это ещё и переломные годы. Первые большие конфликты… Афганистан… Перестройка… Приоткрывается железный занавес… Хлынул музыкальный поток... Наконец, это последнее десятилетие жизни СССР, страны, о гибели которой сейчас многие сожалеют. Сегодня поколение 80-х строит Россию, оно платёжеспособно и поддерживает рублём этот музыкальный тренд. Конечно, когда-нибудь это всё закончится. Но сегодня все эти причины настолько сильные и глубинные, что этот жанр продолжает жить и возрождается уже в ремейках.
– В последнее время ваш радиохолдинг, в частности радиостанция «Авторадио», стал активно себя проявлять не только в развлекательном, но и в социальном секторе. Пародия «Мурзилок» по поводу суеты вокруг фильма «Матильда» наделала немало шума. Вам самому, кстати, чья позиция ближе – депутата Поклонской, которая поспособствовала травле этого фильма, или поддерживаете режиссёра Алексея Учителя?
– Честно говоря, изначально я думал, что они работают в тандеме. Ведь такой мощной пиар-кампании, которую устроила «Матильде» Наталья Поклонская,ранее не получал ни один фильм. (Улыбается.) Не хочу думать о том, что она таким образом политический капитал зарабатывает. У меня ощущение, что депутат была совершенно искренна в своих эмоциях. Впрочем, это не моё дело.
- Но всё-таки хотелось бы узнать ваше мнение о ситуации более подробно…
– Я был на премьере и могу сказать, что шумиха вокруг фильма абсолютно необоснованна. Наталье нужно было изначально посмотреть фильм, а потом провоцировать подобную истерию в обществе. Разжигать между людьми конфликт даже, казалось бы, во имя благого дела крайне опасно!.. У нас каждый день по телевизору идут «продукты», в которых есть убийства, сцены насилия, кровь и прочее безобразие, а также имеет место вольное обращение с историческими персонажами, и всё это действительно может кому-то расшатать неокрепшую психику. «Матильда» – в целом просто обычное, красиво снятое кино. Тема слишком глубокая, она не ограничивается лишь эпизодом личной жизни императора, и поэтому до конца не может быть раскрыта в фильме, созданном не без влияния традиций студии Диснея. Но очень хороший актёрский состав. А Гармаш в роли Александра III и ключевой совет, который он даёт своему сыну, – это вообще национальная идея, вложенная в уста очень мощно прорисованного героя. Суть же пародии «Мурзилок» заключается в том, что проблем у нас – непочатый край, так что чиновникам балеринами заниматься должно быть недосуг. В общем, «Авторадио» живёт в одном ритме со страной. Переживает, сопереживает, иногда, в меру своей компетенции, обращает внимание на какие-то нюансы. И мы точно за объединение, а не за размежевание.
– Говорят, эту историю хочет переснять Никита Михалков…
– Будет любопытно. Он большой мастер. А вообще снимать у нас исторические фильмы – занятие неблагодарное. Вероятность «огрести» за это от кого-нибудь стремится к 100 процентам.
– По вашему роману «Убить Горби», который издали в 2011 году, собираются снимать кино. Не боитесь в связи с этим тоже «огрести» неприятностей?
– Планы съёмок фильма есть… В отношении истории в России нет определённого, хотя бы большинством признанного мнения ни по какому крупнейшему событию со времён Крещения Руси. И поэтому любой современный фильм, который касается исторического персонажа, может вызвать неожиданную реакцию. В головах жуткая каша. Мы как-то рассуждали на тему столетия революции с Львом Валерьяновичем Лещенко. В разговоре появилась идея провести такой общероссийский молебен памяти жертв Гражданской войны. Но пришли к выводу, что даже такое, казалось бы, мирное, очевидное дело тоже может расколоть общество. Потому что у кого-то обязательно возникнет протест и появятся люди, которые оправдают жертвы или скажут, что данные о них преувеличены, что если бы не было революции – не было бы индустриализации и победы в Великой Отечественной войне. А кто-то не согласится и выступит с тем, что если бы не было революции, то и войны бы не было. Подобные истории возникают лишь из-за того, что у нас в какой-то момент не были расставлены точки над «i». Поэтому у нас и дальше будет происходить дискуссия – выносить Ленина из Мавзолея или не выносить, проводить концерты на Красной площади рядом с захоронениями или не проводить. Мы находимся сейчас в такой тонкой ситуации… Я даже удивляюсь, насколько нужно быть гениальным политиком, чтобы сохранять единство нации при таком множестве проблем, с которыми мы сталкиваемся. Это требует огромных усилий и интеллекта.
– …то есть претендующие на пост президента Ксения Собчак и Катя Гордон с этим не справятся?
– Я думаю, что в их случае – это главным образом борьба за «лайки».
– Вы сегодня говорили об опасности разжигания конфликтов в обществе... Но ведь массмедиа и являются той самой структурой, которая строит основу информационной политики…
– Соглашусь.
– Тогда как вы объясните мотивацию этих самых массмедиа, которые с помощью своих ток-шоу намеренно накачивают аудиторию агрессией и разводят их по разные стороны баррикад?
– Увы, но это борьба за рейтинг!.. При этом ГПМ Радио к таким действиям отношения не имеет.
– А может, властям и государству в целом выгодна подобная позиция? Возможно, поэтому массмедиа и вводят аудиторию в состояние постоянного стресса? В советское время нам внушали, что мы – самая счастливая нация, и у нас большая часть населения пребывала в состоянии счастливой эйфории от приближающегося «прекрасного далёка»…
– Мне кажется, что у нас многие вещи в стране происходят спонтанно, и вмешательство государства сильно переоценивают.
– А у вас на радиостанциях есть сегодня запретные темы?
– Естественно. Мы не пропагандируем ненависть, не рассуждаем вольно на темы веры, не проповедуем то, что запрещено Конституцией, и не вгоняем людей в депрессию. А на Радио ENERGY, к примеру, ни в какой форме недопустимы даже намёки на нездоровый образ жизни.
– Какую цель холдинг преследует, часто принимая на себя социальную миссию?
– Если это социальный проект в рамках деятельности какой-то большой структуры, государственной или коммерческой, – это одна история. Такие проекты выгодны для продвижения и репутации радиостанций и всей группы. Мы в этом году провели вместе с Департаментом транспорта Правительства Москвы первый столичный мотопарад. Это было очень полезно, красиво и выгодно «Авторадио». Но есть и наше участие в проекте #СТОПВИЧСПИД. Это заболевание – огромная проблема, речь идёт о будущем нации, и не поддержать проект информационно просто нельзя. Хотя он нам ничего не даёт с точки зрения «B2C». А бывает, когда сердце рвётся из груди каждый год, стремится в Беслан, где нас и наших друзей-артистов ждут люди, которые считают, что мы когда-то вдохнули жизнь в этот город, где горе в каждую семью пришло в сентябре 2004 года. Мы дали слово ездить к ним, и мы это делаем, и я мечтаю, чтобы так было всегда, пока существует «Авторадио». Или бывает так, что спустя несколько дней после трагедии с Ансамблем имени Александрова ты звонишь руководителю большого холдинга с идеей принять участие в возрождении хора и, даже не успев договорить, понимаешь, что вы с ним уже на одной волне. Так и надо жить. Коммерчески – мы очень успешная радиокомпания, но нам этого мало.
– Не планируете в какой-нибудь школе радио взращивать таких же ответственных и профессиональных специалистов?
– В начале года в рамках Академии радио мы планируем открывать школу радио. Так что надеюсь, что ещё не одну достойную смену воспитаем!