Аргументы Недели → Шоу-бизнес № 46(537) от 23.11.16

Перемен требуют наши сердца!..

, 09:12 , Музыкальный критик

Для музыкальной и радиоиндустрии Юрий КОСТИН – значимая персона. В 90-х прошлого века он был одним из основателей радио. Сегодня возглавляет крупнейший холдинг, в состав которого входят такие радиостанции, как «Авторадио», «Юмор FM», Радио ENERGY, Радио Romantika, Детское радио, Relax FM, Comedy Radio, Like FM, «Эхо Москвы», Онлайн-радио 101.ru. Помимо этого уже пятнадцать лет он с командой дарит зрителю и один из масштабных фестивалей в нашей стране – «Дискотека 80-х». В преддверии этого фестиваля музыкальный критик «АН» Алексия МЕЛЕВСКАЯ поговорила с ним о секретных технологиях, политике и бывших друзьях. Разговор получился весьма откровенным.

Не только дружбой... едины

– Юрий Алексеевич, в этом году «Дискотека-80-х» юбилейная. Пятнадцать лет на рынке в нашей стране – солидная дата для фестиваля. Как планируете удивлять зрителя и конкурентов?

– Во-первых, мы вновь будем держать высокую планку с точки зрения сценографии, световых эффектов и звука. Состав артистов, которые выйдут 26 ноября на сцену «Олимпийского», тоже подбирался ювелирно. В этом году впервые в шоу «Авторадио» участвует самая раскрученная регги-группа за всю историю популярной музыки – UB40! Причём группа выйдет на сцену со своим основателем и экс-вокалистом Али Кемпбеллом, который с 2008 года занимается сольной карьерой. Этому легендарному коллективу довелось выступать при аншлагах на лучших мировых площадках, а их первый альбом сразу же стал платиновым. Ещё одна премьера этого фестиваля – выступление Софии Ротару. На сцене вновь появятся Юрий Шатунов, Олег Газманов, Лев Лещенко, Юрий Антонов. Свои лучшие хиты подарят зрителям Toto Cutugno, Sandra, Eddy Huntington, C.C. Catch, группы «Ялла», «Песняры», «Весёлые ребята», Zodiac, Dschinghis Khan, Secret Service, Ricchi e Poveri. Хотел бы отметить, что в этом году фестиваль строится не просто на дружеской, но и на «братской» атмосфере, которая у нас была в Советском Союзе. Мы живём в непростые времена, и многие обстоятельства пытаются разделить наши некогда братские народы. Поэтому мы решили напомнить с помощью музыки о том, что мы рождены в СССР и у нас много общего. В том числе и в культурном плане.У нас в этот раз состав артистов, которые объединяют Белоруссию, Россию, Украину, Узбекистан, и мне очень это нравится.

– Признайтесь, Софию Ротару было сложно заманить на фестиваль? Говорят, из-за ситуации с отношениями между Россией и Украиной артистка не соглашается работать на российских концертных площадках.

– Честно говоря, я не слышал, чтобы она отказывалась выступать на российских площадках, тем более по каким-то политическим причинам. Насколько мне известно, она ни в какие политические конфликты не лезет, хотя я уверен, что у неё есть собственное мнение обо всём, что происходит. Но она ведёт себя как большой артист и просто как человек и друг. Например, насколько мне известно, она переживала, когда правительство Латвии запретило въезд Валерии, Газманову и Кобзону. Она даже говорила, что если бы она выступала в Юрмале, то вышла бы под песню Валерии. А ещё я знаю, что ей как настоящей народной артистке СССР дорог каждый зритель. И для нас наш фестиваль – это не только концерт и великолепный инструмент саморекламы, но и социальный проект, объединяющий людей, целые народы. А главная проблема, которая у нас была с Ротару, – проблема её свободного времени и денег. Певица очень востребованная и дорогая. Поэтому мы согласовывали её выступление с точки зрения графика и условий несколько лет, и в итоге нам повезло. Она хорошо относится к «Авторадио», к тому же её песни активно у нас звучат. Так что договориться удалось.

– Раз уж мы заговорили о деньгах, то хотелось бы полюбопытствовать, не стало ли легче договариваться с зарубежными артистами, мотивируя кризисом в экономике?

– В нашей стране мы как-то особо кризиса не чувствуем. По крайней мере по количеству премий и фестивалей. Может быть, он у нас ещё не начался или уже прошёл. (Улыбается.) Ну а если серьёзно, то многие иностранные артисты и их директора – люди весьма «странные». Не все они помнят добро и к ценообразованию подходят цинично. Поэтому редко кто идёт навстречу.

Примадонна на все времена?

– С фестивалем разобрались. А как вам известие о возвращении на сцену нашей Примадонны? По поводу её обновлённого музыкального материала немало споров…

– Я увидел обновлённого в музыкальном и творческом плане человека, да ещё и в прекрасной форме. Для меня возвращение Пугачёвой – очень приятное событие. Для нашего холдинга Алла Борисовна не чужой человек. В своё время у нас был с ней успешный проект под названием «Радио Алла», который в силу субъективных обстоятельств не был нами до конца реализован. Поэтому она никогда для нас не была человеком извне. Однажды она пошутила: «Привет, это звонит твоя бывшая подчинённая». Было очень смешно, но это факт. С удовольствием наблюдаю за тем, что она делает. И у нас двери для её музыки всегда открыты. Потому что её популярность выстрадана годами работы и борьбы.

– У неё в репертуаре появилось немало материала с некоей социальной окраской. Это коммерческий ход? Ведь не секрет, что многие артисты используют актуальные темы для своего имиджа, чтобы быть ближе к народу и… к его деньгам… У Пугачёвой есть шансы стать неким социальным флагманом?

– Скорее это состояние души. По поводу флагмана… к её мнению и словам в народе, конечно, прислушиваются, но всё-таки не так, как к мнению и словам нынешнего главы государства. Да и не думаю, что Алла Борисовна хотела бы брать на себя миссию быть Мессией. Но она, кстати, могла бы давать очень грамотную оценку музыкальным исполнителям. У неё есть не только профессионализм, но и какое-то особенное чутьё. С удовольствием бы с ней на эту тему поработали. Не исключено, что вскоре нам это удастся сделать.

– А вы считаете, что в шоу-бизнесе проблема с кадрами?

– Скорее с качественным музыкальным материалом. Хотя у меня есть сейчас такое ощущение, что мы находимся в преддверии чего-то очень важного в музыкальной и культурной сфере. Уверен, что скоро появятся новые кумиры, которые будут не только талантливы с точки зрения вокала, музыкального материала, но и социальных идей. Музыка – это ведь не только то, под что люди пританцовывают.

– На ваш взгляд, какая проблема в российском шоу-бизнесе является наиболее острой?

– Сам наш шоу-бизнес – это и есть проблема. Шоу есть – бизнеса нет. Надо его в человеческий вид привести. В своё время радиостанции из липового предпринимательства превратились в коммерческие легальные предприятия. Из шоу-бизнеса нужно такую же историю сделать. Необходимо разобраться с проблемами авторских прав, с правами продюсеров, исполнителей, а также других специалистов, которые трудятся в этой сфере. А ещё нужно сделать так, чтобы продюсеры и исполнители перестали быть просителями и обивать пороги радиостанций и телеканалов. Необходима чёткая работа музыкальных лейблов с массмедиа. Тогда всё будет замечательно.

Курс на победу 

– Этот год был крайне непростым для массмедиа. Вам удалось не только удержать лидирующие позиции на рынке, но и предложить новый и востребованный формат, в котором у вас работает Like FM…

–Успешность этого формата в том, что редакция тонко ловит настроение публики. У нас происходит постоянная и скрупулёзная работа над музыкальным материалом. Ещё один важный фактор – алгоритм голосования. То есть ты действительно имеешь право поставить лайк в Интернете артисту, и он будет звучать чаще. Людям это, конечно, нравится. А ещё мы придумали такое ноу-хау – делать песни короче. В итоге появилось больше музыки в эфире. Просто? Не совсем. Как говорит продюсер станции Денис Сериков, понять идею легко, а в точности повторить очень трудно. У нас собственное ноу-хау.

– Некоторое время назад ходили слухи, что к вам обращались коллеги о создании спортивной радиостанции «Матч». Когда планируете запуск?

– Такая радиостанция пока точно в эфире не появится. Время не пришло. Если почувствуем целесообразность более активно эту нишу разрабатывать, то сменим тактику. А пока мы сконцентрированы на развитии локальной спортивной радиостанции «Радио Зенит» в Санкт-Петербурге.

– При такой активной деловой деятельности время на хобби остаётся?

– Сейчас нет. Конкуренция не ослабевает. А денег на рынке больше не становится – борьба за слушателя и за бюджеты усиливается. Мы постоянно должны думать, что нового можем предложить людям, чтобы не проиграть. Это требует максимальной вовлечённости руководителя и моих ближайших соратников. У нас почти нет свободного времени и выходных дней. Сейчас для меня самое ценное хобби – это встреча с друзьями, которых проверила жизнь. К сожалению, жизненный опыт доказывает, что настоящих друзей у человека не бывает много. Поэтому я стал как-то аккуратнее в использовании этого священного понятия – друг. Но жизненный опыт для меня – это подарок Бога. Для моего главного хобби – написания книг – я насобирал уже очень много тем и массу любопытных персонажей. (Улыбается.)

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram