В августе этого года в западной прессе появились сенсационные заголовки: «Путин создаёт новый шпионский флот в космосе», «Россия работает над созданием современных спутников-шпионов», «Космическая разведка русских сорвала убийство Эрдогана».
Прокомментировать эти новости, рассказать об орбитальных аппаратах военного назначения обозреватель «АН» попросил ветерана космической разведки, подполковника в отставке Игоря Тимофеевича СМИРНОВА.
Таинственный сюрприз
На первый взгляд эти сообщения не имели между собой ничего общего. Однако Игорь Тимофеевич поставил их в один ряд и сразу дал прочитать обозревателю «АН».
Американский журналист Дэвид Экс писал в газете TheTrumpet,что российские военные готовятся запустить в космос самые современные шпионские спутники нового поколения.
В другой заметке говорилось, что глава Национальной разведывательной организации (MIT) Турции Хакан Фидан и начальник Генштаба Вооружённых сил РФ, первый замглавы Минобороны Валерий Герасимов приняли участие в переговорах президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана 9 августа в Санкт-Петербурге.
Честно признаюсь, я не уловил между этими событиями никакой связи и недоумённо посмотрел на Смирнова.
– Почему с главой турецкой разведки встречался не директор СВР Михаил Фрадков, а начальник Генштаба Валерий Герасимов? – задал вроде бы наводящий вопрос подполковник.
Я снова неопределённо пожал плечами. Действительно, по рангу и негласному протоколу наш военачальник и главный турецкий шпион друг другу не пара. Тем более, как пишут турецкие СМИ, решение о соответствующих контактах было принято в последний момент. Так, газета Cumhuriyet назвала «сюрпризом» включение в турецкую делегацию главы MIT Хакана Фидана. Ведь после попытки военного переворота Эрдоган не скрывал своего недовольства Национальной разведывательной организации Турции. Она ведь, по сути дела, прозевала подготовку путча. Говорят, сейчас MIT стоит на пороге грандиозной реформы. Это всегда сопровождается отставками руководства и чистками среди сотрудников.
– Фидан, похоже, уцелеет, – словно угадав мои мысли, сказал Смирнов. – Но кланяться перед русскими военными и благодарить их за спасительную информацию президент Турции его заставил.
– Вы имеете в виду сообщения западных СМИ, что российская космическая разведка первой заметила выдвижение колонн путчистов и своевременно предупредила о готовящемся перевороте президента Турции? – уточнил обозреватель «АН».
Подполковник усмехнулся:
– Это ваш брат-журналист и пранкер Вован пытаются напрямую дозвониться до Эрдогана. У нас всё гораздо сложнее.
Ветеран космической разведки рассказал, что сначала информация со спутников поступает в штаб-квартиру секретного ведомства, расположенную на Волоколамском шоссе Москвы. В служебной переписке она обозначена как объект «К-500». Затем система «Дозор» обрабатывает эти разведданные. Она находится в новом здании военной разведки на столичной улице Зорге и названа – объект «К-200»…
Во время службы подполковника Смирнова Управление космической разведки имело шестой порядковый номер в Главном разведывательном управлении (ГРУ) Генштаба ВС РФ. Но на деле сверхзасекреченная «шестёрка» была на первых местах по своему значению и средствам, на неё выделяемым. Сейчас многое меняется. Даже знаменитое ГРУ потеряло одну букву в аббревиатуре и стало называться короче – Главное управление (ГУ) Генштаба.
– Подчиняется ГУ – бывшее ГРУ – непосредственно начальнику Генштаба, – продолжил свой рассказ ветеран. – Только он с разрешения президента России мог через нашу резидентуру в Анкаре слить информацию о готовящемся перевороте турецким властям.
– На Западе утверждают, что снимки с русского спутника-шпиона о выдвижении колонны турецкого спецназа к Мармарису, где отдыхал Эрдоган, получил его зять. Для него это был сюрприз. Он и поднял первым тревогу, – заметил обозреватель «АН».
Видны ли из космоса «призраки»?
В моём журналистском досье были собраны разные сообщения иностранных СМИ о попытке военного переворота в Турции. Например, агентство «Рейтер» утверждало, что турецкий спецназ в основном остался верен Эрдогану. Именно он зачищал главные штабы заговорщиков – академию ВВС и базу «Инджерлик».
Но вот небольшая часть самого элитного отряда спецназа Генштаба Турции, больше известного как «бордовые береты», участвовала в путче. Это так называемый «спецназ спецназа» Турции – офицерский отряд CombatSearchandRescue (CSR). По некоторым данным, подразделение так называемых кельбети («призраки»).
Он насчитывает около 100 бойцов. Для ликвидации Эрдогана в отель на турецком курорте Мармарис было направлено 25 головорезов. Эти «призраки» сумели убить несколько телохранителей президента Турции, которые прикрывали отход Эрдогана. Позже, после неудачной попытки переворота, «бордовые береты» ушли в горы. Силовики, верные Эрдогану, установили местонахождение мятежников с помощью вертолётов и беспилотников.
Сейчас министр экономики страны Нихат Зейбекчи грозит задержанным страшными карами. «Мы заставим их молить о смерти. Мы засунем их в ямы, и в этих ямах они подвергнутся таким страданиям, что никогда, покуда дышат, не увидят божьего света и не услышат человеческого голоса», – заявил он.
– Как можно увидеть спецназовцев-«призраков» с большой высоты? – с сомнением в голосе спросил ветерана космической разведки обозреватель «АН».
– Это можно сделать благодаря революционным достижениям в космической технике последних лет, – сказал подполковник Смирнов и добавил: – Это возможность передачи цветного изображения в реальном масштабе времени со спутников-разведчиков. Теперь они могут даже читать номера машин. Современная прецизионная оптика позволяет фиксировать на фотоплёнке детали земной поверхности размером до 30 сантиметров. Марку машины можно определить запросто. Так и установили, что к Мармарису выдвигается колонна лёгких бронированных разведывательных машин «Акреп». Это штатная техника «бордовых беретов».
– Говорят, «призраки» двигались в тумане. Как же их разглядели из космоса? – продолжал недоумевать журналист.
– На это существует мультиспектральная военно-космическая разведка, –ответил Смирнов. – Она ведётся не только в оптическом диапазоне (видимого светового излучения), но также в инфракрасном и ультрафиолетовом. В каждом из этих диапазонов имеются так называемые окна наилучшей проницаемости. Например, в инфракрасном диапазоне «окна» возникают при длине волн 3–5 микрометров и 8–12 микрометров. Такие волны без проблем проникают сквозь облака, дождь, туман, что позволяет получать информацию с поверхности Земли даже при неблагоприятных погодных условиях. Это позволяет, например, выявлять боевую технику под деревьями, за кустами, накрытую обычными маскировочными сетями. Более того, так можно выявить некоторые подземные сооружения и объекты. Человек при таком разрешении виден отчётливо.
Мнение эксперта
Директор Исследовательского центра «Ближний Восток – Кавказ» Международного института новейших государств, тюрколог Станислав ТАРАСОВ заявил:
– После попытки переворота карьера Фидана оказалась в подвешенном состоянии. Однако надо заметить, что глава разведки – это человек Эрдогана, его называют хранителем семейных секретов, и просто так выпускать его из поля зрения нельзя. Хотя, между прочим, в начале лета были сообщения, что рассматривается вопрос о назначении Фидана послом в Японию. Тогда он это подтвердил, правда, заметил, что не любит японскую кухню…
Как пишут турецкие СМИ, глава разведки был включён в делегацию в самый последний момент. Во-первых, видимо, Эрдоган пытается спасти его репутацию. Во-вторых, пытается свести его с представителем российских спецслужб. Скорее всего, в будущем Фидан возглавит Внешнюю службу разведки, и его просто выводят на контакт с начальником Генштаба РФ. Тем самым, возможно, подтверждается версия о том, что российская сторона могла действительно оказать поддержку Эрдогану в ночь переворота не только на словах.
«Раздан» вместо «Персоны»
По старой журналистской привычке я продолжал сомневаться:
– Если из космоса всё так хорошо видно, зачем тратить деньги на новые спутники-разведчики? Как стало недавно известно, Минобороны РФ в 2019 году развернёт новую систему космической разведки.
– Новый аппарат оптико-электронной разведки, конечно, вещь дорогая, но не критически. Он не стоит миллиарды долларов. Речь идёт о размещении на орбите спутников типа «Раздан». Они придут на замену нынешним разведчикам типа «Персона», – откликнулся подполковник. И стал рассказывать о «Персоне».
В 2008–2015 годах российские военные запустили три таких аппарата. Первый был потерян в 2008 году: через несколько месяцев вышла из строя бортовая электроника. Второй и третий аппараты (запущены в июне 2013 и 2015 гг.) работают в штатном режиме и активно используются в операциях российских ВКС в Сирии.
– Говорят, потребность в оперативном космическом мониторинге так велика, что в Сирии для выполнения военных задач якобы пришлось привлекать гражданские аппараты типа «Ресурс» и «Канопус», – решил похвастаться осведомлённостью журналист.
– Ерунда! – махнул рукой Смирнов. – «Ресурс» и «Канопус» не позволяют вести ни мультиспектральную разведку, ни детальную фоторазведку. Эти спутники могут дать представление лишь об общей картине. Но на основе их данных нельзя, например, выстроить систему целеуказания для ракет «Калибр».
– А какой будет новый спутник? – спросил специалиста обозреватель «АН».
Игорь Тимофеевич рассказал, что «Раздан» будет на голову выше всех своих предшественников. Аппарат получит высокоскоростной радиоканал с дополнительной защитой. Кроме того, на третьем и последующих аппаратах будет ставиться новая оптика диаметром более 2 м, которую создаст Красногорский завод имени Зверева.
Сейчас «Персоны» обращаются вокруг Земли по круговой орбите на высоте 700 километров. На такой дальности от Земли разрешающая способность у оптических систем составляет 31 см, иными словами, когда «Персона» фотографирует земную поверхность, каждый пиксель в изображении представляет площадь размером 31 на 31 сантиметр.
На той же самой высоте разрешение у «Разданов» будет гораздо лучше, чем у «Персоны». Оно может достичь 24 сантиметров. «Это значительное улучшение российских возможностей», – рассказал американской газете TheDailyBeast космический эксперт Брайан Уиден, работающий в Колорадо в фонде SecureWorld.
– Я согласен с этой оценкой, – закончил свой рассказ подполковник Смирнов.