Аргументы Недели → Шоу-бизнес № 20(511) от 26.05.16

Творческий человек

, 09:13

Большинство артистов начинают свою сценическую деятельность с творчества и лишь с возрастом понимают, что кроме сцены неплохо было бы иметь какие-то ещё источники дохода.

«Андрей, вы успешный человек, но у вас получилось наоборот. Кем вы считаете себя больше – творческим человеком или бизнесменом?» – этот вопрос мы задали певцу и бизнесмену Андрею КОВАЛЁВУ.

- Спасибо «Аргументам недели», что вы пишете об успешных людях. Мне кажется, что сейчас в нашей стране очень важен культ успешных людей, чтобы молодёжь хотела добиться успеха. Возвращаясь к вашему вопросу. Да, конечно, я считаю себя в первую очередь творческим человеком. Мама 35 лет пела в Большом театре, поэтому мой жизненный путь был предопределён. В 4 года меня посадили за фортепиано, в 5 лет дали в руки скрипку, а в музыкальной школе – виолончель, но отец был против того, чтобы я стал музыкантом, и подарил мне мотоцикл. Я увлёкся мотокроссом и поступил в МАДИ, но на последнем курсе серьёзно занялся резьбой по дереву и пошёл дальше учиться в Строгановку. По профессии я художник по мебели и интерьеру. Кстати, интерьер, который вы видите в моём особняке, – плод моего творчества.

Мебель тоже вашего производства?

– Да, есть и моя. Кстати, когда обставлял дом, всерьёз задумался, что нужно возродить производство мебели в стиле «Ковалёв», но из-за кризиса решил подождать.

На выпуске художественной мебели я хорошо зарабатывал в советское время. Например, за столик под телевизор, который делал за месяц, получал 1600 рублей. Огромные деньги, и богатые люди не скупились. Их было мало, было трудно найти, но у меня получалось.

Практически одним из первых я открыл кооператив по производству мебели. Через полгода у меня уже работали 500 человек, через два года – почти 3 тысячи. Всё это начало очень стремительно развиваться. В те годы рыночно мыслящих людей было немного, и меня заметили. Предложили должность заместителя министра лесной промышленности, потом ещё два министерства. Работал недолго. Госслужба отнимала всё время, и моё мебельное производство пришло в упадок. И когда я вернулся с госслужбы, то из-за проблем пришлось продать две фабрики, сдал в аренду освободившийся офис, два убыточных фирменных магазина. Пошли деньги, я понял, что нашёл золотую жилу, и занялся недвижимостью.

Получается, что сейчас ваш основной бизнес связан с недвижимостью?

– Были и другие увлечения. Например, я был владельцем второго по величине в России макаронного бизнеса, но, действительно, недвижимость – это главное. Кстати, тогда, в начале 90-х, рентабельность была колоссальной. Такой никогда уже в нашей стране не будет. У меня надёжная команда, поэтому этот бизнес не отнимает много времени: небольшой контроль, ну и переговоры с клиентами. Кстати, встречи с ними часто заканчиваются приглашением на корпоратив. Тем более гонорар у меня небольшой. И в отличие от других артистов я его не скрываю – 150 тысяч рублей под минус, 150 тысяч рублей с группой. И только живое исполнение. Мне кажется, что в кризис это скромная плата, которая тем не менее позволяет содержать группу и даже немножко вкладывать в развитие.

То есть выходит, что у вас в отличие от остальных коллег по творческому цеху это не основной доход, а в большей степени хобби?

– Нет, не хобби. Музыка – моя жизнь. Она занимает 95% времени, все мои мысли – в музыке. Песни и стихи рождаются абсолютно неожиданно, когда этого не ждёшь. У меня всегда с собой телефон, на который я могу записать стихотворение или мелодию.

А может, есть какие-то планы открыть совместный бизнес с кем-то из коллег по артистическому цеху?

– Скажу честно, для многих артистов я больше бизнес-консультант. Всё-таки у меня многолетний опыт ведения бизнеса. Многие обращаются за советами. Например, Саша Данко, который открыл с партнёрами в Тамбове комбинат по производству мясных изделий. У него непростая ситуация: второй ребёнок с врождённым заболеванием, поэтому нужны лекарства, нужны врачи, и он вынужден зарабатывать.

Признаюсь, свой бизнес бросать не собираюсь. Мне это нравится. Это тоже своего рода спорт. И мне очень важно, что после меня останутся какие-то красивые вещи.

А кроме Данко, если не секрет, кого ещё из наших артистов приходилось консультировать?

– Катю Лель, например. Да многих. Все хотят стабильности. Взлететь можно с одной песни, но деньги нужно и правильно инвестировать. Не все это умеют делать. Помните, был такой банк «Чара»? Много артистов в него положили деньги под проценты, и он сгорел. А ещё МММ, «Властелина», куда тоже вкладывали деньги многие артисты.

Насколько я понимаю, вы много инвестируете и в стартапы?

– Да, я люблю Интернет и вкладываюсь в интернет-проекты. И кстати, подумываю о концертном клубе-ресторане, потому что сам часто выступаю. В Москве, как минимум, раз в месяц у меня концерт. Таких ресторанов несколько, но в каждом из них мне что-нибудь не нравится.

Иногда приходят абсолютно неожиданные мысли. Как-то раз мне привезли в подарок копчёного гуся, и у меня возникает мысль: а ведь я копчёных уток видел, копчёные окорока тоже, а кроликов ни разу. Поговорил с друзьями-рестораторами, и мы решили построить коптильню. А недавно с друзьями открыли хостел. Очень удачный проект. Места постоянно заполнены.

То есть, несмотря на кризис, возможности есть. И многие сейчас открывают какие-то новые ниши, придумывают новые виды бизнеса. Хотя в другое время на них не обратили бы внимания из-за маленькой маржи. Я немного им помогаю.

Ни для кого не секрет, что у нас в стране предприниматель – не самая популярная фигура. По статистике, сейчас не более 1,5–2% молодых людей, заканчивающих средние учебные заведения, хотят иметь собственное дело. Остальные хотят идти в правоохранительные органы, на госслужбу, в «Газпром». А что нужно сделать, чтобы популяризировать предпринимательство в стране?

– Ещё с тех пор как был депутатом, завёл себе правило часто встречаться со школьниками. Беседовать, отвечать на их вопросы, спрашивать детей о том, что меня интересует. Периодически это бывают развёрнутые лекции, когда собираются 200–300 школьников или студентов. И я обратил внимание вот на что. Я задаю вопрос: «А кем вы хотите быть?» Они смеются. «Чиновниками, «ментами», – отвечают. «А почему?» – «А чтобы сразу брать взятки». И смеются. Меня это, если честно, пугает.

Мне кажется, что в это непростое время только развитие малого и среднего предпринимательства может вытащить нас из этой ямы, но для этого должны быть созданы условия: это низкие ставки по кредитам, низкие налоги, отсутствие рейдерских захватов, отсутствие огромного количества проверяющих, отсутствие коррупции. Но должны быть и люди, которые хотят заниматься бизнесом, – не 2–3%, а хотя бы – 10–20%. Для этого нужна национальная идея, которая заключается в том, что мы все должны жить богато и счастливо. И мы, успешные люди, должны чаще встречаться с детьми и молодёжью и рассказывать им на своём примере, как добиться успеха. И я это делаю. Никому не отказываю. Недавно у меня был концерт в Ростове. Мне бесплатно предоставили зал, но с условием – прочитать студентам лекцию «Как добиться успеха». Читал лекцию в Доме пионеров на Воробьёвых горах. Очень приятно, когда вдруг «ВКонтакте» написала мама девочки: «Андрей, спасибо! Дочка не знала, чем заниматься в жизни, а теперь после вашей лекции она определилась, куда хочет пойти учиться».

Да, ради этого стоит жить. А есть ли планы наладить бизнес-связи с Крымом?

– У меня есть хорошие друзья в Крыму, и в конце июня будет несколько концертов. Хочу просто присмотреться. Там замечательная погода, прекрасный воздух, отличное море, но инфраструктура убитая – может стоять пятизвёздочный отель, а рядом с ним халупы какие-то.

Возьмём, например, Грозный. Я считаю, что это самый ухоженный город в стране. В порядок привели и Сочи. У меня нет никаких сомнений в том, что и Крым благоустроят. Там сейчас реальная возможность заработать деньги. Понятно, что Египет и Турция отпали. А Сочи, Геленджик, Анапа всех не разместят. В Крыму нужно строить гостиницы, рестораны, развлекательные центры. Причём рассчитывать надо не только на летний курортный сезон. Зимой можно привлекать медициной.

Андрей, вы были депутатом Мосгордумы. Чем вы занимались и удовлетворены ли своей работой?

– Надеюсь, что был хорошим депутатом, потому что до сих пор ещё многие мои избиратели пишут, приходят на мои концерты и предлагают участвовать в выборах. Но совмещать политику с гастрольной деятельностью очень сложно. Я должен полностью отдаваться одному делу.

Я принимал участие в работе над огромным количеством законопроектов, активно помогал избирателям. Никогда не забуду случай: на моём концерте на сцену поднялся участник Великой Отечественной войны и прочитал поэму в мою честь. А я ему до этого просто помог получить квартиру.

Ко мне обращалось много людей со своими проблемами. Конечно, можно было бы формально отделываться письмами, но я всегда по каждому случаю сам ходил по всем руководителям: убеждал, уговаривал. Это отнимало много времени, но удовлетворение от результата было выше.

Много шума наделала моя инициатива о запрете фонограммы. Для меня важно, чтобы люди, которые приходят на концерт, знали, как будет петь артист – под фонограмму или вживую. Столько было обсуждений на всех телеканалах, меня убеждали, что этого никогда не будет и я бьюсь с ветряными мельницами. А сейчас посмотрите все рейтинговые программы – «Голос», «Большая сцена» – там не просто живой звук, а выступления с оркестрами.

Мне неоднократно предлагали выдвигаться в депутаты на второй срок, но я сделал выбор в пользу музыки. Недавно сдал в типографию четвёртую книгу стихов, уже начал работать над пятой. Если бы я был депутатом, полагаю, что это случилось бы лет через десять.

Обычно депутатство заканчивается, а вот людские проблемы... они всё равно погружают в какую-то атмосферу. Многие музыканты-бизнесмены занимаются благотворительностью. Не все, правда, это афишируют, и не все этим занимаются. Это выбор каждого, но вы, как предприниматель и как музыкант, даёте благотворительные концерты?

– Я, как и любой православный человек, о своих добрых делах не говорю. Но есть одно доброе дело, которое я обязан рекламировать, иначе никто не узнает о том, что я создал пять бесплатных репетиционных баз. Они работают уже около 10 лет, в них играли десятки тысяч групп и музыкантов. Не все начинающие музыканты имеют богатых родителей или много зарабатывают. А на этих площадках есть всё для развития.

К сожалению, не получается распространить этот опыт в регионах. У меня просто не хватает времени и сил. Такая работа требует постоянного участия. Обидно, что на местах нет бизнесменов, которые могли бы предоставить для молодёжи помещение, купить пять комплектов аппаратуры и столько бы людей спасли от алкоголизма, наркотиков, хулиганства. Они бы занимались любимым делом.

Судя по тому, что вы рассказываете, вы человек целеустремлённый, идейный. Если чем-то занимаетесь, то результата добиваетесь. А вот если бы, например, у нас в России была кампания по развитию предпринимательства, вы бы сами приняли участие?

– Безусловно. Периодически мне приходят такие мысли. Первое – это проехать с лекциями «Как добиться успеха», а второе – написать на эту тему книгу.

Что вы можете пожелать амбициозным людям, которые считают вас своим кумиром?

– В первую очередь стойкости. К сожалению, бывают взлёты и падения. Главное – это умение встать после падения. Должно быть упрямство. Второе – нужно вести бизнес честно: не поддаваться на соблазны обмануть и быстро заработать денег. У вас должна быть безукоризненная репутация. Я понимаю, что это очень трудно в нашей стране, но стараться нужно или выбирать такой бизнес, чтобы не зависеть ни от кого. Только от себя и своего потребителя. Ну и, конечно же, главный мой совет и пожелание – делайте больше детей!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram