Леонид Пташка: В джазе нет возрастов и нет снобизма
31 октября 2014, 16:07 [«Аргументы Недели», Герман Напольский ]
Пианист, джазмен, композитора Леонид Пташка- уже немолодой человек, но тем не менее его энергетике могут многие позавидовать. Несмотря на то, что длительное время он живет за рубежом, его и сегодня знают и любят на всём постсоветском пространстве. О сегодняшнем дне его жизни и творчества- наш разговор с ним.
-В нынешнем году Вы были в Витебске на "Славянском базаре". Скажите, какие у Вас впечатления остались от фестиваля и от того, что после нескольких лет перерыва в нынешнем году были возобновлены джазовые концерты?
-Впечатлений достаточно много. Начиная с того, что двух моих музыкантов не пустили в самолет, так как летели мы через Москву, а в паспорте были только белорусские визы.
-Какие эмоции были от встречи со зрителями?
-Если хочется пройтись пешком и посмотреть город - значит, всё хорошо.
-Думаете ли Вы о том, что творчество призвано делать людей лучше?
-Мы не просто музыканты, мы,прежде всего, люди. Мы стараемся, чтобы мир был красивее. Моя концепция- дарить людям добро.
-У Вас в Витебске было три джазовые ночи, а можно ли Вас услышать, к примеру, в Минске?
-Мы работаем по примеру тех музыкантов, которые говорят "Позвоните - мы приедем". Мы едем туда, куда нас зовут. К тому же в Белоруссии есть немало джазовых певцов, с которыми нам приятно работать.
-В Белоруссии нынешний год объявлен Годом гостеприимства. Скажите, почувствовали ли Вы гостеприимство, когда приехали в республику?
-Конечно почувствовали!
-А в каких государствах Вы гастролируете?
-Да во всех! Несмотря на то, что вот уже 25 лет я живу в Израиле.
-Как в джазе пересекаются поколения?
-Милого узнаешь по походке - только так. На самом деле в джазе нет возрастов и нет снобизма. В джазе главное - это художественные ценности.
-Какова реакция на джаз в других странах?
-А та же самая, что и у нас. И вообще мне очень нравится публика всего региона СНГ, она практически не различается. В Мюнхене, Лондоне, Нью-Йорке, в отличие от СНГ всегда говорят: "Мы тебя любим, но ты нас должен сегодня удивить", в СНГ же всё не так. А вообще мне легче перечислить страны, в которых я не играл, чем те, в которых сыграть уже довелось.
-Откуда члены Вашего коллектива черпают энергетику?
-Мои коллеги считают, что если джазовый исполнитель энергетически не наполнен, то на сцену ему лучше вообще не выходить. А если человек талантлив, то энергетика у него есть как нечто само собой разумеющееся. Заряжает кроме зала и сама музыка. Для Кристины Аглинц каждый выход на сцену- это разговор со зрителем, и разговор приятный. Я сам, находясь однажды в жюри, понял, что голоса у всех хорошие, но 70% из них пели для себя. А надо общаться со зрителем, и всё получится.
-Весь Ваш коллектив- это состоявшиеся музыканты. Но тем не менее зачастую приходится отбирать людей для тех или иных целей. Скажите, каковы критерии отбора?
-Мы считаем, что каждый человек достоин быть звездой. Для меня, помимо музыкальных качеств, очень важны качества человеческие. Есть очень много примеров, когда коллективы разваливаются. Очень важно, когда команда состоит из друзей.