Джамала (настоящее имя Сусана Джамаладинова) — украинская оперная и джазовая певица (лирико-колоратурное сопрано), исполняющая авторскую музыку на стыке джаза, соула, world music и ритм-н-блюза с элементами классики и госпела. Известность Джамале принесло выступление на Международном конкурсе молодых исполнителей «Новая волна 2009» в Юрмале, где она получила гран-при. Она до сих пор помнит данную победу, и всё время старается идти в своем творчестве дальше. Как и все украинцы сегодня, она остро переживает судьбу своего государства. О сегодняшнем дне певицы, о ее жизни и творчестве- наш разговор с ней.
-В настоящее время очень актуальным среди украинских артистов является вопрос перемены гражданства жителями Крыма. Как Вы относитесь к данному вопросу?
-Надо максимально быть толерантными друг к другу. Хотят жители Крыма оставить украинский паспорт- пусть оставляют. Надо сейчас очень корректно себя вести.
-Не так давно в Юрмале прошел Международный конкурс молодых исполнителей популярной музыки "Новая волна". Скажите, что, с Вашей точки зрения, было наиболее ярким на конкурсе, что бросалось в глаза? Иван Дорн стал героем (появился в эфире Российского телевидения в майке с украинским трезубцем- ред.), у Вас что-то подобное планировалось?
-Вы меня застали врасплох. Я подготовила очень особенные номера на эту "Новую волну". Конечно, я понимала, что я выступаю в Европе. И я говорила еще ранее в СМИ, что мы не можем себе отказать в удовольствии использовать прямой эфир для того, чтобы не высказать свою гражданскую позицию - всем, чем угодно. Песней, словом, костюмом, не важно.
И на вечере мировых хитов я изначально запланировала спеть песню, в которой я изменила слова, и на это меня вдохновила моя роль в одном из фильмов. Там есть такая сцена, где Ольга Лыбидько признается своему американскому возлюбленному в любви на английском языке, она поет ему джазовую песню. И вот это меня сподвигло на то, чтобы песней Кристины Агилеры обратиться ко всему миру со словами "Нет - войне в Украине". Мир прекрасен несмотря ни на что и не надо позволять каким-либо сомнениям ломать нас. И вот эти слова, которые я добавила, немножко изменила, они дойдут до каждого русского, еврея, армянина, европейца любого.
-Скажите, а после реализации таких идей, связанных с прямым эфиром, не боитесь цензуры?
-Нет, надо всё делать корректно. Мне кажется, что сейчас, появляясь на любых площадках - в России, в Европе, надо просто выглядеть достойно, представлять великий народ, представлять великую нацию. Сейчас нужно максимально избегать лицедейства. Я очень рада, что Иван Дорн спел свою песню, рада, что он выглядел немножко шутливо. Но мне кажется, что сейчас нельзя шутить с национальным.
-Вы очень четко прочувствовали историю с Крымом, сейчас после того, как не пустили трех российских звезд в Латвию, поговаривают, что перенесут в Крым "Новую волну" перенесут в Крым. Если эти планы осуществятся, будете ли Вы ездить в Крым?
-Это вопрос длиной в год как минимум, поэтому я не знаю, не могу сейчас ничего сказать.
-Скажите, а в целом как обстоят дела сейчас с концертной жизнью на Украине?
-Вы знаете, слава богу, что-то сейчас есть, восстанавливается, есть фестивали. Да, они не такого масштаба, но есть там "Альфа- джаз", прошел "Трепыльское коло", это такой этнический фестиваль, потом есть фестиваль в Луцке. Я езжу с концертами, после Риги я полетела в Ереван.
-Я не спрашиваю о размерах, но в целом гонорары упали?
-Мне важно сейчас выступать, даже не цена играет роль, а место. Если это мне интересно, я могу выступить и бесплатно, как, например, здесь.
-А западные страны есть в вашем графике?
- Да, конечно, я сейчас веду переговоры с голландским джазовым фестивалем.
- Можете рассказать про ваше сотрудничество с Виктором Гюнсом? Вы знаете, что у него произошла сейчас большая трагедия, его сестра подняла оголенный провод, ее убило током, ее мужа убило током, а у нее шесть детей...
- Нет, я об этом ужасе не знала. У нас была съемка песен. Я просто увидела его работы у Земфиры, у Лагутенко, вот эти работы мне очень понравились своей необычностию.
-Вы сами к нему обратились?
-Конечно, и слава Богу, сейчас есть Интернет, нет никакой проблемы, я считаю, что он уникальный режиссер, он особенный, у него на всё есть свой взгляд. У нас был скандал на площадке, такой хороший творческий скандал. И это было очень эпатажно. Я привыкла, что у него на всё есть свой взгляд.
-Спасибо за интересную беседу!