Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Шоу-бизнес

Бари Алибасов: Продюсер у нас и в мире - две большие разницы

, 13:10

Бари Алибасов:  Продюсер у нас и в мире - две  большие разницы
globallookpress.com

Основатель группы "На-на" Бари Алибасов когда-то стоял у истоков института продюсерства на постсоветском пространстве. Однако он не вполне доволен тем, как этот институт сегодня живет и развивается. Об этом и о многом другом- наш сегодняшний разговор с ним.

- Скажите, как появилось, откуда взялось такое странное, необычное название группы?
- Его прямо на сцене придумал Олег Марусев. Он был конферансье на нашем концерте и перед выходом на сцену спросил меня: «Как группу объявить?» - «У нас еще нет названия, - ответил я. - Придумай сам, скажи что-нибудь, а название мы потом придумаем». Он взял да и объявил: «Группа «На-На». И поменять уже не получилось. Я совсем недавно обнаружил эти первые газетные статьи о нас - они вышли буквально на следующий день, и там было написано, что появилась новая сумасшедшая группа под названием «На-На». Резонанс был очень большой, и уже никуда было не деться от этого названия - оно к нам прилипло.
- Особенно эпатажным было ваше первое десятилетие…
- Да, первые десять лет были переполнены самыми необычайными экспериментами - и на сцене, и над зрителями. Было много всяких провокаций - и культурных, и духовных, и эстетических... И, естественно, мотором каждой провокации был я. Но и ребята тоже на самом деле были великие творцы. И их с самого начала спаяло то духовное единство - когда они встали против меня, как партизаны на расстреле... И это единство очень помогало - мне с ними было необычайно легко работать… Я - режиссер, у меня постоянно есть какие-то идеи, которые я реализую. И не всегда легко воспринимаемые, потому что приходится продираться сквозь стереотипы, сквозь шаблоны, сквозь дремучее сознание… Но мне просто очень повезло: «на-найцы» все это делали чрезвычайно легко.
-Говорят, что Вы стояли у истоков институтов продюсерства. Скажите, насколько этот институт прижился у нас и вообще, а нужен ли он? Может ли артист сегодня сам выстрелить на сцене без помощи кого-либо, и что для этого нужно?
- Вы прямо завалили меня вопросами из истории мировой музыкальной индустрии... На самом деле институт продюсерства возник в городе Витебске на одном из фестивалей "Славянский базар". Я, помнится, тогда впервые организовал на огромной барже праздничный обед, где много было сюрпризов, много блюд, взрывались сигареты, неожиданно взорвались патроны. Вот этот обед я организовал я тогда для СМИ. Подошел ко мне один человек и спрашивает "что такое СМИ?" Я не помню, может 93-й год бы.
Никто не имел представления тогда, что такое продюсер. Специально для журналистов я раздал бумажку, где написал что означает продюсер, промоутер, агент, импрессарио, интерпренер и так далее.
К сожалению, эта бумажка так и не помогла, потому что зарождающаяся тогда музыкальная индустрия зародилась в пресловутый шоу-бизнес, я сейчас говорю о России, я вообще не имею представления, как это всё функционирует в Белоруссии.
А продюсер превратился в некоего монстра, рабовладельца, который с артистами ведет себя как с рабами и всё, что захочет, всё с ними и делает. Может отнять голос, может отнять трусы, рубашку, фонограммы, имя и так далее. На самом деле в мировой музыкальной индустрии продюсер к этому ко всему не имеет никакого отношения- это человек, который сидит в студии и записывает музыку. И контролирует звучание так, чтобы это звучание было востребовано на рынке. Продюсер должен знать рынок, предчувствовать потребности музыкального рынка, и продюсер должен попытаться создать некий продукт музыкальный в студии, который будет востребован на рынке.
В соответствии с современным мировым законодательством, а самое серьезное законодательство в области музыкальной индустрии конечно американское, оно давно существует, любые совмещения профессий в музыкальной индустрии как и во всем конкурентном бизнесе на конфликте интересов строится бизнес, потому что понятно, что у покупателя и у продавца интересы не совпадают.
Так вот, в музыкальной индустрии это - целая лестница огромная, из которой состоит весь этот бизнес и, конечно, в первую очередь, он основан на конфликте интересов, как любой бизнес. Поэтому у артиста есть в мировой музыкальной индустрии агент, менеджер, есть импресарио, главный человек у артиста - это менеджер его личный, который ведет все его дела, который представляет артиста. Задача у агента, как и у менеджера - продать артиста компании, но агент естественно хочет продать подороже, но в то же время и слупить с менеджера артиста тоже подороже. Естественно, уже менеджер вступает в конфликт с агентом и так далее, и так далее, вот вся эта структура так работает.
У нас ничего этого нет, потому что продюсер является у артиста и агентом, и менеджером, и импресарио и так далее, и так далее, что противоречит вообще пониманию индустрии или если говорить о шоу-бизнесе, то там бизнеса нет, есть шоу.
Поэтому вот такая странная экономическая, я даже не знаю как назвать это абракадабра, в которой отсутствуют элементарные экономические законы и системы отношений, она сформировалась потому, что в основе музыкальной индустрии лежит институт менеджмента и это в первую очередь бизнес и в первую очередь рынок, а в основе шоу-бизнеса лежит телевидение. Как Вы понимаете, это не рынок. Вот и вся разница.
Поэтому если говорить о российском шоу-бизнесе - он соответствует своему названию, потому что это не музыкальная индустрия.
Продюсер- это не продюсер в естественном для музыкальной индустрии понимании. И если бы допустим российский продюсер с российскими взаимоотношениями и внутриэкономическими отношениями попал на американский рынок- он бы сидел 90 лет в тюрьме. А может быть, и даже больше. Я думаю, что его дети сидели бы, потому что совмещение в американской индустрии этих профессий категорически противопоказано и антизаконно.
Потому что у менеджера в соответствии с американским законодательством есть свои какие-то границы, в соответствии с которыми он может манипулировать.
Ну к примеру по американскому законодательству, менеджер не имеет право получать более 10% от дохода артиста.
Музыкальная индустрия США по состоянии на 1999-й год, почему я именно об этом времени говорю - позже, в 2001-м году, с появлением первого бесплатного файлообменника, всё круто изменилось, так вот, до 1999-го года музыкальная индустрия США была пятой отраслью в экономике США. Вы понимаете, что такое пятая отрасль в экономике США? Понимаете что такое экономика США, когда она была монстром гигантским, почти половина экономики мира? А отраслей - сотни. Производство столов- это одна отрасль экономики, производство бетона- это другая, тапочек- это третья. Музыкальная отрасль около триллиона долларов по обороту в 99-м году составляла. Вы можете представить, чтобы продюсер отнял у российского артиста отнял 100 долларов и за это сел? А в Америке- сидит. Или совмещение должностей- это та же самая преступная статья в Уголовном кодексе, если он совмещает обязанности менеджера и агента- то эти две профессии, которые естественно составляют конфликт интересов в шоу-бизнесе- он должен сидеть в тюрьме. Поэтому наши, в том числе и я, должны сидеть 110 или 120 лет в тюрьме.
- А без продюсера на постсоветском пространстве может прожить артист?
- Я ничего не знаю про белорусское пространство и про казахстанское, хотя у меня есть подозрения, что всё-таки в белорусском и казахстанском шоу-бизнесе или музыкальной индустрии, даже не знаю, как правильно сказать, и в Украине, как и в двух выше названных республиках, существует законодательство, регулирующее эту сферу экономики.
В России даже есть такой документ, в котором перечислены все отрасли, разрешенные на территории Российской Федерации. И там нет ни музыкальной индустрии, ни гастрольно-концертной деятельности, как ни странно. Поэтому они никак вообще не регулируются законодательно. И только сейчас начинают приниматься законы об авторских правах, а так вот просто всё, ч о производит артист, всё это воруется откровенно, перепродается, на этом зарабатывают сумасшедшие миллиарды владельцы порталов, и ничего им за это. Вот только сейчас начинают их прижимать, хотя бы регулировать взаимоотношения с теми, кто владеет авторскими правами. Но сейчас речь идет об авторских правах, есть еще механические, есть права исполнительские, которые принадлежат исполнителю или автору. Эти все права уже давно отрегулированы очень жестко и в Китае, и в Японии, и в Корее, я уже не говорю о Европе и в Америке.
- Вы сказали, что продюсер должен предлагать какая музыка будет востребована. А Вы сейчас можете предугадать, какая музыка будет востребована в ближайшие год- два?
- Ну в ближайшие годы, конечно, - как была популярна, начиная с середины 90-х годов, когда появились все эти конвейерные производители музыки танцевальной- они так и будут доминировать ближайшие год- два, обойная музыка и будет. Обои- они красивые. Но вы же зашли- не обратили внимание на обои. Вот так же звучит и современная музыка - вы на нее не обращаете внимания, потому что она звучит везде и всюду фоном изо всяких программ телевидения, фоном когда вы моете посуду, да и в туалете сейчас музыка звучит. В общем, это - музыка совсем не для той цели, для которой она писалась до 70-х годов, когда музыка создавала революции, какие-то духовные преследовала новые границы. Под наркотой - расширение сознания под музыку, без наркоты - проникновение в политические и какие-то социальные проблемы. Всё это закончилось. Сегодня музыка выполняет только функцию фона, который сопровождает нас всю жизнь. Обои всё равно нужны. Не могут быть бетонными стены.
Вообще социальная, политическая, образующая некую новую форму бытия или существования личности в пространстве, что создавала музыка до 70-х 80-х годов, - эта функция у музыки закончилась. Ее больше не будет до тех пор, пока не произойдут какие-то там социальные революционные события в социальном, философском или политическом сознании населения планеты. К примеру, завтра прилетят марсиане и понадобится музыка, которая должна будет объединить всех землян для того, чтобы бороться с марсианами, которые хотят уничтожить Землю. Конечно же, появится музыка, которая даст мощный стимул для объединения землян. А так пока что будем жить с большим удовольствием, поглощая продукты современной цивилизации на фоне вот этой музыки, которая сейчас мало кого трогает.
- Может, Вы сейчас, сами того не желая, раскланялись перед фестивалем "Золотой шлягер". Потому что именно здесь звучит та музыка, которая писалась в 70-х. То есть она всё-таки востребована...
- Я ничего не знаю про фестиваль "Золотой шлягер".
Я не думаю, что долго будут звучать композиции, которые внесли огромный вклад в переустройство нашей планеты. Ну приведу 2 простых примера. В 67-м году, когда появилось движение "Хиппи", у  любви   не существовало половых границ - любили друг друга все, и они  называли себя цветами. Все опыляли друг друга и всё, независимо от пола. Но почему вот такая музыка возникла в те времена?.. После войны, существующие  границы между социальными культурами, социальными, национальными слоями общества -  стали разрушаться.
-Новый клип «На-На» буквально взорвал российский Интернет, став лидером на ю-тубе по количеству просмотров. Ожидали такого успеха?

– Конечно! Дефицит группы «На-На» в телевизионном и радиоэфире в какой-то степени идет нам на пользу. То, что каждый день набивает оскомину, уже есть невозможно. И вдруг появляется группа «На-На» с клипом. И начинается цепная реакция. В Интернете ведь как: один увидел – и сразу надо другим показать. Я рад, что нас стал снимать «Первый канал», куда раньше вообще не пускали. И во всех программах, в которых мы принимаем участие, отличные рейтинги.
– Несколько месяцев назад вы публично сожгли чучело Андрея Разина, назвав его непорядочным человеком. Как у вас сейчас обстоят дела?

– Мы с Разиным недавно отработали сольник в Питере, было продано около пяти тысяч билетов. Так что мы помирились. Он отдал часть денег, которые был должен, потом выпили и забыли. Главное, что у него было желание разрешить этот конфликт, а не развивать его.
- Спасибо за интересную беседу!

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram