Аргументы Недели → Шоу-бизнес № 40(382) от 17.10.2013

Под «крышей» конвенции

Как спецслужбы используют дипломатическую неприкосновенность

, 18:23 ,

Недавний скандал в Голландии, где полиция ворвалась в дом российского дипломата, вновь напомнил о Венской конвенции. Она даёт много привилегий человеку с дипломатическим паспортом. Его нельзя оштрафовать, например, за нарушения Правил дорожного движения, дипломатический багаж освобождён от таможенного досмотра, резиденция иностранного посла считается территорией другого государства. Она недоступна для местной полиции. Такими преимуществами охотно пользуются разведки. 

Как используют спецслужбы дипломатическую неприкосновенность, что прописана в Венской конвенции, обозреватель «АН» попросил  рассказать своего старого знакомого, полковника в отставке Дмитрия Александровича КОВАЛЁВА.

На зависть «простым смертным»

Наш разговор за «рюмкой чая» получился откровенным, ведь знаем друг друга не первый год.

– Почему у дипломатов такие небывалые права? – напрямик спрашиваю Дмитрия Александровича. – За какие такие заслуги?

Полковник улыбается:

– Действует один из основных принципов международных отношений – принцип взаимности. Грубо говоря: как вы с нами, там и мы с вами. Африканский диктатор-людоед Бокасса, говорят, съел посла соседней страны, а чтобы не было международного скандала, в ответ предложил соседям съесть его представителя в этой стране.

– Эта шутка с большой бородой, – пытаюсь настроить собеседника на серьёзный лад. – Но ведь разведки охотно пользуются дипломатическим привилегиями. Шпионы, по сути дела, остаются безнаказанными даже в случае провала.

– Если дипломата объявляют персоной нон грата, – отвечает Дмитрий Александрович, – то это, по сути дела, конец карьеры. А ведь разведчик, работающий под дипломатическим прикрытием, всегда находится под плотным колпаком контрразведки противника.

– Но ведь агенты, работающие под журналистской крышей и не имеющие дипломатической неприкосновенности, рискуют намного больше. Они ведь могут не высылку из страны получить, а вполне реальный срок тюремного заключения, – возражаю полковнику Ковалёву.

– Простые смертные шпионы зря завидуют дипломатам, – усмехается Дмитрий Александрович. – Ведь Венская конвенция не всегда уберегает от неприятностей. К сожалению, в последнее время на неё всё чаще плюют. Как это на днях сделала голландская полиция.

Действительно, это вопиющая наглость: ворваться в квартиру высокопоставленного дипломата, на глазах маленьких детей избить его дубинками, а потом заковать в наручники и полночи продержать в участке – это прежде всего унижение России. Не зря президент Путин на острове Бали так резко высказался об этом инциденте. А мне сразу вспомнилась другая история.

Справка «АН»

В соответствии с положениями Венской конвенции о дипломатических отношениях, принятой в 1961 г. ООН (пункты с 29-го по 36-й), дипломатические представители «не подлежат аресту или задержанию в любой форме на территории другого государства». При этом особо отмечается, что принимающая страна обязана проявлять к ним необходимое уважение и предупреждать любые посягательства на их жизнь, свободу и достоинство. На практике положения Венской конвенции соблюдаются повсеместно и безоговорочно; более того, в большинстве стран стало традиционным подчёркнуто уважительное отношение представителей власти и органов охраны общественного порядка к сотрудникам иностранных дипломатических представительств, к их интересам и нуждам.

Защищали секреты Родины

…29 ноября 2011 г. по прибытии в аэропорт Катара в нарушение Венской конвенции сотрудники местных спецслужб и таможенники попытались подвергнуть российского дипломата Титоренко несанкционированной проверке. А также попытались отобрать дипломатическую почту, применяя при этом грубую физическую силу. Из-за нанесённых травм дипломат перенёс три операции по ликвидации разрыва и отслоения сетчатки глаза.

Скандальная попытка завладеть диппочтой вызвала кризис в российско-катарских отношениях. Такой наглой охоты за нашими государственными секретами не было давно. Впрочем, аналитики склонны предполагать, что нападение на посла связано и с позицией России по Сирии, которую неоднократно озвучивал Титоренко.

7 марта 2012 г. президент Дмитрий Медведев из-за произошедшего инцидента своим указом освободил В.Е. Титоренко от должности посла России в Катаре, тем самым понизив уровень дипотношений между странами. А мужественного дипломата назначили заместителем директора Департамента Ближнего Востока и Северной Африки МИД России. Это было отнюдь не повышение. Эту должность Титоренко занимал ещё лет десять назад. К сожалению, у нас в стране разучились ценить людей, которые жизнь готовы положить за интересы Родины.

Не секрет, что, пользуясь дипломатической неприкосновенностью, спецслужбы нередко используют для передачи секретных данных дипломатическую почту. Поэтому контрразведки всегда старались проникнуть в неё. Например, едет дипкурьер в поезде – его усыпляют, почту похищают или делают подлог. Прицепляли даже дополнительный вагон, где была целая лаборатория. Туда похищенную почту относили, пока курьер спал, и фотографировали её. Во время войны у англичан однажды изъяли диппочту таким оригинальным способом: вышел пилот и объявил, что самолёт падает, надо срочно сбросить всё лишнее. Заставили почту скинуть. Потом тут же взмыли и полетели дальше как ни в чём не бывало. Внизу, естественно, дежурили те, кто всё это устроил, они и забрали почту.

Не раз дипкурьерам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда в самолёте вдруг начинали искать бомбу. Так случилось с Игорем Шариковым и Алексеем Вьюнковым в 2000 г. в Дубае. Всем приказали покинуть самолёт, но помочь выгрузить диппочту отказались. Поэтому наши дипкурьеры оставались вместе с ней всё время, пока сапёры проверяли самолёт. Бомбу, конечно, не нашли.

По словам полковника Ковалёва, есть немало способов обойти дипломатическую неприкосновенность. Поэтому она отнюдь не гарантия безопасности разведчика. Дипломат не ходит с оружием по улицам иностранных столиц. И хотя он не платит штрафы за нарушение правил, скажем, парковки в центре Вашингтона. Но всегда под колпаком у местных спецслужб. А уж они горазды устраивать пакости нашим разведчикам. Поэтому, добывая секреты для Родины, ухо приходится всегда держать востро. Иначе не выручит даже Венская конвенция.

Пьянка до добра не доводит

Впрочем, шпионы чаще всего сыплются на мелочах. Обычно это банальная пьянка. И тогда дипломатическая неприкосновенность помогает выйти сухим из воды.

На фоне скандала, случившегося в Голландии, когда был избит на глазах собственных детей и арестован российский дипломат, невольно хочется вспомнить другую историю, имевшую место быть 15 лет назад во Владивостоке. 27 октября 1998 г. в машину, в которой находился 23‑летний житель Большого Камня Александр Кашин, врезался автомобиль «Шевроле Блейз». За рулём джипа был генеральный консул США во Владивостоке Дуглас Кент.

По некоторым данным, он был резидентом американской разведки на Дальнем Востоке. Иностранный дипломат-разведчик был вдребезги пьян. В результате ДТП российский гражданин получил серьёзные травмы позвоночника и оказался парализован почти полностью, – когда его выписали из больницы спустя несколько месяцев, он едва был в состоянии самостоятельно приподнять голову. Сейчас, спустя 15 лет после трагедии, Александру удалось вернуть себе частичный контроль над телом: он может сидеть, двигать руками. Правда, кисти рук до сих пор не работают.

Виновным в аварии однозначно и стопроцентно был признан Дуглас Кент. Однако никакого наказания он так и не понёс – уголовное дело в отношении консула было закрыто в силу дипломатической неприкосновенности чиновника. Александр Кашин не дождался от него даже извинений, не говоря уже о помощи. Спустя три месяца после аварии Кент навестил Александра в санатории и… попросил не отзываться о нём так уж плохо в интервью, ведь сам себя консул считал очень добрым человеком. В ответ Кашин попросил у консула помощи – нужны были деньги на реабилитацию или хотя бы противопролежневый матрас.

Реакция была нулевой. Мол, я дипломат и по Венской конвенции свободен от уголовного преследования. Реабилитацию Александр проходил дома, с помощью снарядов, сделанных отцом. А лежал на мешках с сеном.

Когда он немного поправился, приморец начал борьбу за свои права и подал в суд на Дугласа Кента, требуя компенсации за причинённый вред здоровью. Но к этому времени американский шпион сбежал в США. Российский молодой парень стал инвалидом первой группы со стопроцентной потерей работоспособности. А с американского дипломата взятки оказались гладки. И, несмотря на то что трижды суды США выносили решения в пользу Кашина, никакой компенсации он не получил. С помощью американских спецслужб Кент до сих пор скрывается от правосудия. В поддержку Александра Кашина выступали СМИ всех уровней. Прошли десятки акций в поддержку пострадавшего. И всё безрезультатно. Дипломатическая неприкосновенность позволила консулу США безнаказанно разъезжать пьяным за рулём и искалечить молодого парня. И на ту же самую неприкосновенность глубоко плевать властям Голландии.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram