На эту тему в шоу-индустрии говорить не любят. По крайней мере, открыто. Ведь одно неверное слово, и артист сам может пополнить эти якобы несуществующие «чёрные списки». Поэтому официально в шоу-серпентарии всё спокойно нет ни цензуры, ни кланов, ни заказных «убийств». Зато есть ярлык «сбитый лётчик», который обычно крепят на утилизированных шоу-особей. Как правило, большинство из них свои профессиональные ресурсы выработали. Однако есть и те, кого «сбили» по заказу. Как артисты становятся изгоями и кого нанимают для них в качестве «киллера», выяснили «Аргументы недели».
Игра навылет
Давайте сразу без сантиментов и иллюзий. Звёздные особи никакие не «небожители». А всего лишь поющие марионетки, успех которых, как правило, дело рук их кукловодов – продюсеров или спонсоров. Правда, кукловодят эти хороводы всё же медиаструктуры. Ведь у нас только они являются основной витриной, связывающей звёздный продукт с его потребителем. На Западе система построена иначе. Поэтому в отличие от нас тамошние телеканалы не делят артистов на кланы и не шантажируют их «творческим смертоубийством».
Условия, на которых артисты попадают в «пул» того или иного российского канала, практически одинаковые. Разница лишь в мести за непослушание и количестве концертных съёмок, которые артист должен бесплатно отработать. Как правило, наказывают их за «измену» с конкурентами. Поэтому по каналам они не ходоки.
Перекрывают кислород и по личным мотивам. Нередко в этих случаях знаменитости попадают в «чёрные списки» благодаря своим бывшим продюсерам и спонсорам. Стоит такая «процедура» недёшево. Снять весь музыкальный материал артиста не первого эшелона с эфира на одной из FM-радиостанций стоит от 50 тыс. у.е. Говорят, некоторое время назад таким способом устраняли из шоу-бизнеса Жасмин и Катю Лель. Но, в отличие от Лель, Жасмин смогла договориться с медиаструктурами и бывшим мужем-спонсором. Проблемы Кати не закончились и после смерти её покровителя. Ходят слухи, что благодаря его влиятельным друзьям, среди которых такие персоны, как Иосиф Кобзон, Лель по-прежнему «заказана» дорога в шоу-бизнес.
Такому «киллерству» есть и менее затратная альтернатива. По крайней мере для продюсерских центров. Ведь, как правило, юристы у них есть в штатном трудовом резерве. Поэтому нередко артиста «закрывают» через суд. Так после долгого мытарства по судам лишился имени и материала первый состав группы «Премьер-министр».
Долгое время радиостанции отказывались от работы и с экс-солисткой «Миража» Светланой Разиной. В «чёрные списки» радио и концертных агентств певица попала благодаря своим бывшим коллегам по цеху, которые обвиняли её в алкоголизме и неправомерном исполнении музыкального материала. Но недавно Разина подала в суд на Маргариту Суханкину за клевету. И там «нокаутировала» её за такие нечестные приёмы. Правда, пока это существенно не отразилось на ротации её песен на радио. Зато вернуло концерты и заказчиков.
Бойкот за грехи
Кто бы мог подумать, но в достаточно жёсткой опале был когда-то и Григорий Лепс. Долгое время музыкальный материал артиста не брали на радио. Официальная причина – несоответствие музыки радиоформату. Кулуарная – недипломатичность суждений.
В воспитательных целях бойкотировали Земфиру. «Это было во время её взлёта и популярности, – признаётся экс-продюсер телеканала MTVАлексей Цапалин. – Мы не ставили в ротацию на телеканал её новый музыкальный материал и ограничили в нашем медиапространстве все связанные с ней информационные потоки. Причина банальна. Артист не отработал наши договорённости. Поэтому на тот момент один из главных музыкальных телеканалов страны решил «не обременять» её сотрудничеством. Блокада продлилась не более полугода. Так как менеджмент артистки нашёл возможность уладить конфликт».
А вот Верке Сердючке повезло намного меньше. Помимо опалы в медийном пространстве её лишили и одной из самых желанных для каждого артиста концертных площадок страны. «Сердючка должна была выступать в Кремле, – вспоминает музыкальный продюсер Алексей Клюев. – Но по просьбе Патриархии, которая посчитала, что в святом месте мужчина, переодетый женщиной, выступать не может, – этот концерт там так и не состоялся». На этом травля исполнителя не закончилась. В большинстве российских СМИ Данилко до сих пор бойкотируют за якобы некорректную формулировку в адрес России. Однако ходят слухи, что эта «чёрная метка» досталась Сердючке от её «доброжелателя» в лице продюсера Максима Фадеева.
До сих пор за «грехи» своего экс-супруга расплачивается и певица Марина Хлебникова.Некоторое время назад бизнесмен Михаил Майданич, тогда ещё супруг певицы, был замечен в достаточно серьёзной финансовой афере, от которой пострадали не только известные банкиры, продюсеры, но и владельцы медиаструктур, среди которых был один из важнейших для русского артиста радиохолдингов – «Русская медиагруппа». «Супруг неожиданно пропал, а вместе с ним и заработанные мною деньги и связи, – откровенничает с нами Хлебникова. – Благодаря ему лишились денег и все остальные. Мы с ребёнком практически остались на улице, так как квартира оказалась заложенной в банке. Я прошла ад. Передо мной в одночасье захлопнулись многие двери, и я выжила только благодаря команде. Открытой травли не было, но мне всё было понятно. Многие думали, что я как-то обогатилась за их счёт, и мстили мне за это. Но я этих денег не видела, а после развода ещё три года не могла себе позволить купить даже нижнего белья». Сегодня в отношении певицы многие массмедиа смягчили свою позицию. Однако, как сплетничают в кулуарах «Русского радио», на их станции Марина по-прежнему персона нон грата.
Трагично закончился многолетний бойкот в отношении Мурата Насырова.Причин его самоубийства выдвигалось немало. Но друзья артиста уверены – всему виной его нереализованность, которой поспособствовали некоторые известные телевизионные начальники. Несмотря на талант, по указке сверху артиста не пускали в музыкальные эфиры.
Суд в помощь
«На Западе «закрыть» артиста, как у нас, невозможно, – уверен Алексей Цапалин. – У них за подобные «бойкоты» могут и в суд подать. С точки зрения трудового кодекса, профессиональной этики – это превышение и использование служебных полномочий в личных целях. Так что на работе все, как правило, глубоко засовывают свои неприязнь и амбиции и работают с тобой с натянутой американской улыбкой. Бойкотировать и вносить публичного человека в «чёрные списки» там возможно разве что за профнепригодность и нацистские заявления». К примеру, так было с популярной группой Milli Vanilli. После того как выяснилось, что коллектив работает под чужую фонограмму, со стороны музыкальных каналов и общественности им был объявлен бойкот, и они даже были вынуждены вернуть «Грэмми».
Ещё одна громкая история с «изгнанием» из профессионального сообщества не так давно произошла и с известным модельером Джоном Гальяно. Суд Франции оштрафовал его на 6 тыс. евро и признал виновным в антисемитских высказываниях. А Модный дом Diоr, в котором Гальяно проработал около 15 лет, чтобы остаться в хороших отношениях с массмедиа и самим не попасть под бойкот, был вынужден его уволить.