Екатерина ДВИГУБСКАЯ родилась в семье актрисы Натальи Аринбасаровой (первая жена Андрея Кончаловского) и художника-постановщика театра и кино Николая Двигубского («Зеркало», «Сибириада», «Дядя Ваня»). Закончив ВГИК, снялась в фильмах: «Холостяки», «Москва, я люблю тебя!», «Ретро втроём», но стала известна скорее как кинорежиссёр. В её постановочном послужном списке «Бедная Настя», «Дорогая Маша Березина», «Сделка», «Всё ради тебя».
- Катя, вы такая симпатичная девушка и могли бы просто сниматься в кино. И вдруг занялись таким мужским делом, как режиссура...
– Я, может быть, девушка и симпатичная, но с моей восточной внешностью меня бы в кино не снимали. К тому же актёрство мне не так интересно, как режиссура. Режиссёр – профессия более независимая.
– Может быть, просто ваш брат – режиссёр Егор Кончаловский – на вас повлиял?
– Нет, Егор меня всячески отговаривал, говорил, что это профессия не женская. Но я считаю это одним из лживых мифов человечества. Женщин-режиссёров много, и много хороших: Лилиана Кавани («Ночной портье»), Кэтрин Бигелоу («Повелитель бури»), София Коппола («Трудности перевода»)... Неправда и то, что профессия режиссёра делает женщину жёстче. Я и в работе, и в жизни прежде всего женщина. Конечно, могу быть жёсткой, но до этого испробую все способы быть мудрой и спокойной.
– На вашем счету около 9 фильмов. Вы считаете себя молодым режиссёром или перешли в ранг профессионалов?
– В ранг профессионалов я уже давно перешла. У меня огромный производственный опыт. Но ощутила, что действительно что-то понимаю, недавно. Когда снимала для канала ТВ 3 сериал «Твой мир».
– Какое кино вам хочется снимать?
– Я приучила себя жить одним днём, поэтому делаю то, что считаю наиболее интересным в данный момент. Может быть, через год мне даже не захочется вспоминать об этом. Мечты, конечно, есть у всех, и это интимная вещь. Но лучше снимать, чем не снимать. Американский кинорежиссёр Роберт Родригес, который занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый разносторонний деятель кинематографа, сказал, что режиссёр, как пианист, должен каждый день играть гаммы. Потому что если ты не в профессии, то потеряешь сноровку. Нельзя быть великой балериной, не вставая постоянно к станку.
– Сегодня вы лишь «встаёте к станку» или снимаете то, что хотите?
– Скорее то, что хочу. У меня было несколько проектов на выбор, и я выбрала 24-серийную комедию под рабочим названием «До смерти красиво». История о том, как в умную юристку-толстуху переселилась душа блондинки-модели. В итоге: мозги юридические, характер модельный. Такое вот раздвоение личности.
– Актёры недоверчиво относятся к женщинам-режиссёрам. Как вы с ними управляетесь?
– Я позволяю себе роскошь не работать с противными актёрами. Были неприятные опыты, и теперь я просто заранее узнаю о репутации того или иного актёра. Делается это в три звонка. В киношном мире все друг о друге знают. Но это не связано с полом, актрисы тоже себе многое позволяют. Это обоюдный процесс российского бытового хамства. Нас так воспитывали.
– Красота в режиссуре больше помогает или мешает?
– Красота не может мешать, она всегда помогает. Просто у любой медали есть оборотная сторона. К тому же я не считаю себя красивой и особо не размышляю на эту тему. Но вообще красивым людям живётся легче, чем некрасивым.
– Продюсер ваших фильмов «Сделка» и «Всё ради тебя» Татьяна Яковенко сказала, что вам удаются фильмы про сильных женщин, потому что вы тоже сильная.
– В повседневной жизни я слабая. Так устаю на работе... Сила не в том, как ты проявляешь силу, а в том, как ты держишь удар. Слава богу, за свою жизнь я накопила такое количество верных друзей, что какие бы удары ни наносила судьба – я их выдерживаю. Сейчас мир настолько поменялся, что уже не понятно, какой пол слабый: женский или мужской. По моим наблюдениям, слабый пол – мужской. К несчастью. Женщины так много работают, взвалили на себя всю ответственность, что, сами не замечая того, развратили мужчин. А мужчины позволили себе стать слабее нас.
– Как можно стать вашей подругой?
– Чтобы стать моей подругой, надо быть умной, верной и интересной. Если мне с человеком не интересно, то я не вижу никакой причины, почему я должна с ним общаться.
– Ваш отец художник Николай Двигубский в последние годы своей жизни жил в замке в Нормандии и писал картины. Что вам досталось от него?
– Я ничего не забирала, картины остались у его жены. И я считаю, что это справедливо. Папа хотел подарить мне жизнь, и он мне её подарил. А так, при жизни, отец подарил мне много своих картин: автопортрет, эскизы к операм «Борис Годунов» и «Хованщина»... Ещё у меня есть часы отца.
– Читала, что вы не любите театр. Разве режиссёр имеет на это право?
– Я уже поменяла своё мнение. Теперь хожу в театр. Недавно была членом жюри премии «Золотой лист», специально учреждённой для выпускников театральных вузов. Ходила по молодёжным театрам, и мне было очень интересно. Получила удовольствие не только как профессионал, но и как зритель.