Саммит «двадцатки»
Отклики на публикацию шли в редакцию несколько месяцев. Удивительно, но не было отклика только из профильного ведомства Сергея Кириенко. Впрочем, господина Кириенко понять можно: государственная корпорация «Росатом» третий год кряду пытается соорудить хотя бы «корыто» для плавучей атомной станции с ядерным реактором на борту (см. «Золотое корыто Ренессанса», №140, 15.01.2009). Деньги ГК «Росатом» зажевывает чемоданами, не икая. Но итогов пока - пшик. И даже если получится пустить атомный «поплавок» на воду, вместе с ним к потребителю поплывут почти 960 кг урана‑235. Вот мечта-то для террористов всех рангов и мастей! Еще г-н Кириенко обещает построить в стране 26 новых энергоблоков. Но опять с уран-плутониевой начинкой. Вопрос с радиоактивными отходами - а только плутониевых в стране накоплено 180 тонн - остается открытым! И за каждый год «ухода» за этими отходами сжигается по 1,5 млрд. долларов.
А в США физики-ядерщики прицельно занимаются ториевой энергетикой, потому что запасы урана тают, а ториевых месторождений только у нас в России несчетное количество. Реакторы с ториевым циклом строят США и Индия, Норвегия и Израиль. Отрабатывают технологии и выстраивают инвестиционные схемы. Получается, если мы не спохватимся, то из лидера, у которого в руках есть все необходимое, в один миг опять окажемся на «обочине».
И тут со всей серьезностью встает еще одна проблема, которую недавно озвучил президент Дмитрий Медведев на саммите «Двадцатки»: он предложил ввести новую резервную валюту с возможным частичным ее обеспечением золотом. Но у нас есть кое‑что покруче, а именно: изотоп тория может выступить в качестве технологически удобного и неиссякаемого источника энергии. Вот он, наш ответ Чемберлену!
Что же нам мешает стать Державой №1? Кто ставит подножки? И запирает торий на «складе» забытых вещей? Обо всем об этом мы говорим с новосибирским физиком Львом Максимовым.
Из досье «АН»
Первая в мире АЭС была введена в эксплуатацию в 1954 г. в Обнинске (Калужская обл.). Она была оснащена уран-графитовым реактором типа АМ (Атом Мирный) мощностью 5 МВт.
Планета взрывчатых веществ
Откуда на наши головы вдруг свалился торий? Почему изначально все наши атомные станции начинали работать на уране и плутонии? Хотя, если оглянуться назад, ториевая энергетика волновала советских физиков еще полвека назад. Но горячий «роман» завязался все-таки с ураном. Тогда почему сегодня многие физики с мировыми именами призывают переводить «стрелки» на ториевую энергетику?
Давайте вернемся в очень далекое прошлое.
Много-много веков назад греческий мудрец Демокрит из Абдеры выдвинул идею: Вселенная состоит из маленьких частиц - атомов. Ученые позже доказали: да, Вселенная состоит из маленьких частиц, но многие из этих частиц могут быть разделены на части еще более мелкие. Еще до того как началось исследование ядра, ученые открыли частицы трех видов: химические, частицы лучевой энергии и электричества.
Представление о неизменных, неделимых атомах было разрушено открытием радиоактивности. В конце XIX в. известный французский физик Анри Беккерель открыл беккерелевы лучи как новое физическое явление, которое позднее получило название «радиоактивность». Открытие Беккереля заинтересовало его ученицу Марию Склодовскую-Кюри, а также таких известных ученых, как Поль Виллар, Эрнест Резерфорд и Фредерик Содди. Мария Кюри писала об атомных свойствах урана и тория...
Эрнест Резерфорд, изучая радиоактивность соединений тория, убедился, что эти соединения кроме обычных радиоактивных лучей «непрерывно испускают какие-то радиоактивные частицы». Резерфорд назвал эти частицы «эманацией». Резерфорд и Содди первыми осознали, что попало им в руки: «Атомная энергия, по всей вероятности, обладает несравненно большей мощностью, чем молекулярная энергия, и осознание этого факта должно заставить нас рассматривать планету, на которой мы живем, как склад взрывчатых веществ, обладающих невероятной силой».
Ученым понадобилось еще несколько десятилетий, чтобы соорудить первую атомную станцию с ядерным реактором (их Игорь Курчатов называл «котлами»). Физики думали: уран или торий? Работы - одно время - велись в двух направлениях. Но торий отодвинули в сторону по той причине, что он не давал столь необходимых продуктов распада плутония. И этому есть объяснение. Прошло всего несколько лет, как закончилась война. Нужна была военная компонента. И эту компоненту - плутоний - давал уран, загруженный в «жерло» атомной станции.
Россыпи монацита
Но и после войны ученые интересовались свойствами тория.
27 сентября 1947 г. на стол Иосифу Сталину положили письмо с проектом Постановления СМ СССР по добыче ториевых руд. В апреле 1948 г. Лаврентий Берия направил Сталину письмо «Об организации добычи тория в Алданском районе Якутской АССР». В письме отмечалось, что в Алданском районе были открыты россыпи монацитовых песков с содержанием тория более 1000 тонн. Предполагалось начать его добычу с 1949 года. Ученые уже тогда понимали, что торий рано или поздно должен прийти на смену урану.
Огромные запасы тория в виде военного трофея были вывезены и из гитлеровской Германии. Оказывается, нацисты экспериментировали с торием, рассматривая его в качестве потенциального компонента для создания ядерного оружия. Но немецкие ученые так и не смогли добиться цепной реакции в работе с торием. Добились этого только советские физики. Но торий все равно задвинули -до поры до времени- в дальний ящик.
XXI век дает нам много заданий: должны быть побеждены рак и СПИД. Расшифрованы параллельные миры. И человек должен решить энергетическую проблему. Это возможно? Это в наших силах? И мы перестанем называться нищей Россией? Разве страна, которая первой запустила искусственный спутник Земли и отправила человека в космос, не сможет решить свою «топливную» проблему?
Справка «АН»
Торий - лат. тhorium, Th, радиоактивный химический элемент, первый член семейства актиноидов, входящих в III группу Периодической системы Менделеева. Открыт в 1828 г. Берцелиусом в одном из сиенитов (твердые горные породы. - «АН») в Норвегии. Элемент назван по имени бога грома в скандинавской мифологии - Тора. Атомный номер 90, серебристо-белый пластичный металл.
Заметки на полях
«Лично я убежден в том, что человечество нуждается в ядерной энергии. Она должна развиваться, но при абсолютных гарантиях безопасности».
Андрей Сахаров,
«отец» водородной бомбы
Растопочная спичка
- На апрельском саммите «Двадцатки» Дмитрий Медведев предложил ввести новую резервную валюту с возможным частичным ее обеспечением золотом, - продолжает Максимов. - Позвольте дополнительно усилить идею о резервной валюте, но с обеспечением ее уже не золотом, а существующими гораздо более значительными залоговыми ценностями, причем находящимися повсеместно только в государственной собственности. Я говорю о находящихся в государственной собственности запасах оружейного урана и плутония. Этот стратегический материал наработан ядерными державами не столько для целей широкого военного применения, сколько для обеспечения так называемого ядерного сдерживания.
- Торий неотвратимо заменит уран в АЭС, но для запуска такой ториевой энергетики, точнее - для ее исходной «растопки», необходима стартовая присадка незначительной части (менее 1%) именно оружейного урана или плутония, - продолжает Максимов. - Одна тонна оружейного урана при соответствующем применении в ториевом реакторе способна инициировать итоговое энерговыделение, эквивалентное более 100 миллионам тонн нефти. Величиной также порядка стоимости 100 миллиона тонн нефти должна быть соответственно оценена и каждая тонна таких «растопочных спичек».
Другими словами, именно сами правительства тех стран, которые располагают избыточными запасами оружейного урана и плутония, фактически становятся собственниками поистине сверхгигантских залоговых ценностей в применении к будущей ториевой энергетике, которые несопоставимо превышают стоимость всех мировых запасов золота и измеряются несколькими десятками триллионов долларов.
- В введении новой энерговалюты, несомненно, заинтересованы все ядерные державы, - уверен Лев Максимов.
Предсказание Глена Сиборга
Получается, что сбывается гениальное предвидение всемирно известного ученого, лауреата Нобелевской премии, который более 12 лет руководил Комиссией по атомной энергии США, Глена Теодора Сиборга (в его честь назван элемент в таблице Менделеева - сиборгий. - «АН»). Расширенная периодическая таблица элементов тоже была предложена Сиборгом в 1969 году.
Ученый-физик еще в 1971 г. утверждал, что «плутоний может даже заменить золото в качестве мирового монетарного стандарта, по крайней мере, он обладает реальной внутренней стоимостью». Эта «внутренняя стоимость» представляет собой энергию, получаемую с помощью плутония в ториевом реакторе. При этом очевидно, что собственно само потребление энергии - это поистине вечная и абсолютно ликвидная ценность на все будущие времена. Энергия - идеальный всеобщий эквивалент.
В итоге человечество впервые встречается с предстоящей заменой существовавшего ранее в мировой финансовой системе золотого стандарта на энергетический его эквивалент, присущий соответственно вводимому энергодоллару, энергоевро, энергорублю...
Плутониевый заряд в Кремле
Сталин внимательно следил за ходом подготовки испытаний, ему не терпелось своими глазами увидеть бомбу. Летом 1949 г. он приказал привезти к нему в Кремль... плутониевый заряд. Один из генералов, сопровождавших Игоря Курчатова, вспоминал позднее:
- А это не муляж? - спросил Сталин Курчатова, указав на никелированный цилиндр.
- Никак нет, товарищ Сталин. Положите руку на заряд, и вы убедитесь, что он выделяет тепло. Сталин, не колеблясь, так и сделал. И удивленно покачал головой.
На приеме в честь успешного испытания советской атомной бомбы (29 августа 1949 г.) Иосиф Сталин сказал: «Если бы мы опоздали на один, полтора года с атомной бомбой, то, наверное, «попробовали» бы ее на себе».
- Урановая проблема являлась составной частью грандиозного «атомного проекта» СССР, стоимость которого превышала 4 триллиона долларов, - рассказывает Лев Максимов. - За проектом стояли важнейшие секретные статьи бюджета страны. По данным Конгресса США, американские расходы на «атомный проект» также составили около 4 триллионов долларов: паритет сил и расходов длительное время обеспечивал безопасность СССР в холодной войне.
Работы на урановых рудниках шли бешеными темпами. В 1970 г. СССР произвел 17 500 тонн урана. А вот производство всех стран Запада, в том числе США, Канады, ЮАР и Австралии, составило всего лишь 25 000 тонн.
Проблема сырья для советской атомной промышленности была успешно решена. Советские ядерные «котлы» работали на уране.
А первая водородная бомба (испытана в 1953 г.) послужила причиной бурного развития советской космонавтики. После ядерных испытаний конструкторское бюро Сергея Королева получило задание разработать межконтинентальную баллистическую ракету для этого заряда. Эта самая ракета, названная «семеркой», и вывела в космос первый искусственный спутник Земли, на ней стартовал Юрий Гагарин.
США не сбавляют темпы
- Проиллюстрируем это конкретным примером, - продолжает Лев Николаевич. - Печально известная глобальная афера с фондовым рынком, исходно организованная Федеральной резервной системой (ФРС) США, вполне возможно, приведет в дальнейшем к тому, что доллар подвергнется дефолту. Это грозит тяжелыми последствиями для очень многих стран, исторически сориентированных на доллар, включая Россию. К настоящему моменту в США уже наработано почти 1000 т оружейного урана, находящегося в собственности правительства США. В США аккумулировано на складах реальных энергетических ценностей именно для будущей ториевой энергетики на сумму, эквивалентную стоимости более 100 млрд. тонн нефти. Почему мировому сообществу не обратить на этот факт особое внимание? И не обязать правительство США как собственника этих энергетических ценностей будущего погасить известную мировую финансовую задолженность США под соответственно оформленный залог именно этих, повторяю, фактически уже наработанных на будущее залоговых ценностей? И разве не для обеспечения будущей, именно ториевой, энергетики в США не сбавляются темпы наработки оружейного урана, уже давно и многократно превышающие чисто военные потребности?
«Меморандум-329» и верблюд с ураном
После окончания Второй мировой войны, в 1945-м, у нашей страны еще не было атомной бомбы. И американский журнал «Кольерс» словно в насмешку помещал на яркой цветной обложке картину ядерных «грибов» над Москвой. Публиковались красочные описания рейдов летающих «сверхкрепостей» на Ленинград и Горький, Свердловск и Днепрогэс. У США было несколько планов уничтожения СССР.
В одном из них, американском «меморандуме-329», составленном сразу же после окончания Второй мировой войны, 4 сентября 1945 года, Комитету начальников штабов США предлагалось отобрать 20 «важных целей» в СССР для атомной бомбардировки. В списке значились Москва и Горький, Куйбышев и Свердловск, Новосибирск и Омск, Саратов, Казань, Нижний Тагил, Магнитогорск...
А тем временем наши ученые лихорадочно работали над созданием своей атомной бомбы. Без сомнения, поворотный момент в истории советского атомного проекта наступил 6 августа 1945 года. В этот день американцы сбросили на Хиросиму свою атомную бомбу. Для советского руководства пришло время решительных действий.
Для работ был нужен уран. И в августе 1945 г. появилось Первое Главное управление (позже преобразованное в Минсредмаш). Куратором «атомного проекта» стал Лаврентий Берия. В октябре 1945 г. создается Первое Главное геологоразведочное управление. Оно охватило всю страну широкой сетью урановых поисковых работ. Первые порции урановой руды в Средней Азии возили в мешках на верблюдах.
В 1946 г. в зданиях Саровской Пустыни создан центр ядерных исследований с опытным производством. Разные были названия у этого центра - Москва-Центр-300, Арзамас-75, потом Арзамас-16, Кремлев, сегодня - Саров - Федеральный ядерный центр России. Там и создавались всевозможные «изделия».
А не слетать ли на Луну?
Но в нашей стране, судя по происходящему, нет четкого понимания грядущей энергетической проблемы. У нас не такие уж и большие запасы нефти и газа. До 2013 г. мы отдадим весь свой высокообогащенный уран. И нам нечем будет «поджигать» ториевые реакторы. И что будем делать? «Светлые» головы предлагают разные варианты «спасения человечества».
Бывший глава Ракетно-космической корпорации «Энергия» Николай Севастьянов в бытность свою руководителем РКК выступил с предложением создать (к 2020 г.) промышленную добычу изотопа гелий-3 для термоядерной энергетики.
- Идея кажется полной фантастикой, но именно термояд, когда на Земле закончатся нефть и газ, способен предотвратить энергетическую катастрофу, - объяснял Севастьянов. По словам директора Института геохимии и аналитической химии РАН академика Эрика Галимова, содержание гелия-3 на Луне в 10 тысяч раз выше, чем на Земле. Но чтобы добыть тонну изотопа, надо вскрыть лунный грунт площадью 20 тыс. кв. км на глубину 3 м. Для того чтобы покрыть все земные потребности в энергетике, надо привезти на Землю 100 тонн гелия-3. Перед этим надо провести геологическую разведку, построить лунную базу и заводы по сжижению гелия и создать роботов. А на Земле надо научиться удерживать плазму в термоядерной реакции. Одним словом, надо сделать революцию. Отдельный вопрос - строительство корабля для экспедиции на Луну. По оценкам, его разработка обойдется в 15 млн. долларов. Эксперт Института космических исследований РАН Юрий Зайцев заявил: «Мы считаем вопрос такой добычи гелия-3 просто блефом».
Но не дешевле ли, а самое главное - на Луну лететь не надо, заняться наконец торием? А?